Государственное бюджетное учреждение периодически приобретает железнодорожные и авиабилеты в интересах участников спортивных мероприятий, не являющихся работниками заказчика. Можно ли провести электронный аукцион на закупку проездных документов по Закону N 44-ФЗ, если цена и количество билетов изначально не известны, известна только максимальная цена контракта? Применим ли агентский договор?
Прежде всего напомним, что такие направления деятельности, как разработка проектов договоров и иных документов, их правовая экспертиза, а также оценка судебной перспективы споров, не входят в компетенцию экспертов службы Правового консалтинга. В рамках предоставления информационного блока "База знаний службы Правового консалтинга" эксперты не имеют возможности формулировать и анализировать условия договоров (контрактов, документации о закупке и т. п.) и оценивать перспективу разрешения судом спорных ситуаций. Поэтому в рамках этой консультации мы можем предоставить ответ общего характера с изложением нашей позиции по вопросу.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) основан в том числе на нормах ГК РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), и контракт в силу п. 3 ч. 1 ст. 1, пп. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ является гражданско-правовым договором. Поэтому нормы Гражданского кодекса РФ должны применяться к отношениям по контрактам, поскольку иное не предусмотрено нормами Закона N 44-ФЗ (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889). Исполнение контракта осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, на что и указано в ч. 1 ст. 94 этого Закона. Таким образом, Закон N 44-ФЗ устанавливает только отдельные особенности исполнения контрактов.
Согласно п. 2 ст. 1, пп. 1, 2, 4 ст. 421 стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом договор и свободно определить любые его не противоречащие закону условия, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Так, ст. 1005 ГК РФ предусмотрена возможность заключения агентского договора, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала. Агентский договор относится к договорам возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779, ст. 1005, ст. 1011 ГК РФ), следовательно, его заключение подпадает под действие Закона N 44-ФЗ*(1).
Электронный аукцион - это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником за заключение контракта (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта*(2) либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении о закупке, документации о закупке (в случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке).
Иными словами, из ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ следует, что контракт в любом случае должен содержать взаимосвязанные условия о цене и о количестве товара, объеме работ, услуг, приобретаемых по контракту, которые могут быть сформированы в трех вариантах:
- цена контракта, устанавливаемая за весь объем исполнения в целом, - по общему правилу;
- цены(-а) единиц (-ы) товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта - если объем исполнения по контракту невозможно определить на момент его заключения (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). В этом случае объем исполнения определяется заявками заказчика и их фактическим исполнением (ч. 1 ст. 34, п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
- ориентировочное значение цены контракта либо формула и максимальное значение цены контракта - в случаях, установленных Правительством РФ.
Случаи, когда цена контракта может определяться формулой, определены постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 (далее - Постановление N 19)*(3). Согласно Постановлению N 19, при заключении контракта указываются формула цены и максимальное значение цены контракта, в частности, в случае заключения контракта на предоставление агентских услуг при условии установления в контракте зависимости размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения принципала.
Как видим, формально проведение электронного аукциона и заключение агентского договора с указанием формулы цены в описанном в вопросе случае Закону N 44-ФЗ не противоречит. Вместе с тем, как нам представляется, по смыслу вышеуказанного постановления, для того, чтобы цену контракта можно было определить в виде формулы с максимальным значением, его предметом должны быть исключительно агентские услуги, то есть, полагаем, к смешанному договору (п. 3 ст. 421 ГК РФ), в котором содержатся обязательства иного вида, в том числе возникающие в связи с заключением с заказчиком договоров перевозки (п. 1 ст. 784 ГК РФ), названное постановление не применимо*(4).
Таким образом, закупка проездных документов, в том числе у агента, по итогам проведения электронного аукциона возможна только в случае, если цена контракта будет определена в твердом значении (при этом в этом случае в силу п. 7 ч. 1 ст. 42, подп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ в извещении о закупке и контракте указывается в том числе информация об объеме оказания услуги), либо если в контракте будут указаны максимальное значение цены контракта и цена единицы услуги в случае, указанном в ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
В заключение отметим, что нам не удалось обнаружить правоприменительной практики, где бы описанная в вопросе закупка рассматривалось на предмет соответствия законодательству о контрактной системе. Поэтому в рамках этой консультации не представляется возможным оценить правовые последствия осуществления закупки в приведенных обстоятельствах.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий
Ответ прошел контроль качества
26 апреля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) По общему правилу в сферу действия Закона N 44-ФЗ входит заключение лицами, которые признаются заказчиками в соответствии с указанным законом, любых возмездных гражданско-правовых договоров (контрактов), предусматривающих приобретение ими товаров, работ или услуг. Исключение составляют случаи, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ. Подробно данный вопрос рассмотрен в материале Энциклопедия решений. Сфера действия Закона N 44-ФЗ: общее правило.
*(2) Случаи, в которых в контракте указывается ориентировочное значение цены контракта, в настоящее время Правительством РФ не определены.
*(3) Как следует из ч. 1 ст. 34, п. 9 ч. 1 ст. 42, подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ и Постановления N 19, в части указанных в нем товаров, работ, услуг, которые могут приобретаться по контрактам, цена по которым определяется формулой, к случаям заключения таких контрактов могут относиться следующие:
- когда на момент заключения контракта неизвестны ни объем исполнения, который должен определяться заявками заказчика, ни цена, которая может и (или) должна определяться в зависимости от определенных внешних факторов (например, поставка топлива моторного, которое может отпускаться на заправках по цене, определяемой на момент отпуска);
- когда на момент заключения контракта известен объем исполнения, но неизвестна цена, определяемая в зависимости от ценности результата исполнения (например, агентские договоры, цена которых определяется в зависимости от выгодности сделки, совершенной агентом в интересах заказчика).
При этом приведенный в Постановлении N 19 перечень случаев является исчерпывающим, определение формулой цены любых других контрактов неправомерно (смотрите также письма Минфина России от 12.12.2017 N 24-03-08/82769, Минэкономразвития России от 31.03.2017 N Д28и-1542, от 21.02.2017 N Д28и-846, от 11.07.2016 N Д28и-1755, постановления Четырнадцатого ААС от 31.10.2014 N 14АП-8275/14, Второго ААС от 12.07.2018 N 02АП-4569/18, Шестнадцатого ААС от 22.08.2016 N 16АП-2665/16).
*(4) Полагаем, что в рамках агентских отношений вознаграждение исполнителя по контракту (агента) может быть определено в виде формулы, в частности, в виде процента от выручки, поступившей заказчику от реализации его продукции, с указанием максимального значения, рассчитанного с учетом объема фактически реализованной продукции. Аналогичная по сути точка зрения высказана в письме Минэкономразвития России от 24.04.2017 N Д28и-1761.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"