Вправе ли органы муниципального жилищного контроля осуществлять контрольную деятельность в отношении муниципального жилищного фонда в МКД под управлением управляющей компании в рамках полномочий, установленных ч. 4 ст. 20 ЖК РФ, с учетом положений ст. 161, 192, 193, 196 ЖК РФ?
Согласно ч. 4 и 5 ст. 20 ЖК РФ предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в п. 1-11 ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, в отношении муниципального жилищного фонда. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации). При осуществлении муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ и п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального жилищного контроля отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (ч. 2 ст. 20 ЖК РФ).
Согласно ч. 6 ст. 20 ЖК РФ организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
В целях приведения положений федеральных законов в соответствие с Законом N 248-ФЗ принят Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 170-ФЗ), предусматривающий унификацию правового регулирования федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Кроме того, Законом N 170-ФЗ закрепляются особенности организации и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в зависимости от области деятельности, в которой он осуществляется. По каждому из видов контроля устанавливается его предмет - как совокупность обязательных требований, частью которых могут быть лицензионные требования.
Так, ЖК РФ дополнен положениями, устанавливающими порядок осуществления государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и общественного жилищного контроля, а также регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с действующей редакцией ч. 4 ст. 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в п. 1-11 ч. 1 ст. 20 ЖК РФ.
Таким образом, указанные положения устанавливают самостоятельное право проведения проверок органами государственного жилищного надзора в отношении жилищного фонда и муниципального жилищного контроля, осуществляемого в отношении муниципального жилищного фонда.
Основания проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий устанавливаются статьей 66 Закона N 248-ФЗ.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Определение Верховного Суда РФ от 24 августа 2020 г. N 310-ЭС20-11476 по делу N А09-8743/2019 Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;
- Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 марта 2022 г. N 5522-ОГ/16 О праве проведения проверок органами муниципального жилищного контроля в отношении муниципального жилищного фонда;
- Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 марта 2022 г. N 5519-ОГ/16 О праве органов муниципального жилищного надзора проводить контрольные (надзорные) мероприятия в отношении муниципальной квартиры, если она находится в многоквартирном доме под управлением управляющей организации-лицензиата в сфере управления МКД.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлычев Дмитрий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
29 апреля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"