Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы города Томска
от 19 августа 2008 г. N 961
I. Паспорт городской целевой программы
"О легализации доходов на территории муниципального образования
"Город Томск"
на 2008-2010 годы"
(название городской целевой программы)
Администрация города Томска
(заказчик программы)
Наименование программы/статус |
О легализации доходов на территории муниципального образования "Город Томск" на 2008-2010 годы городская целевая программа |
Дата принятия правового акта о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующих нормативных документов) |
Решение Думы города Томска от 17.06.2008 N 890 "О разработке программы "О легализации доходов в городе Томске" Постановление Мэра г.Томска от 01.08.2008 N 572 "О разработке Комплексной городской целевой программы "О легализации доходов на территории муниципального образования "Город Томск" на 2008-2010 годы" |
Заказчик программы |
Администрация г.Томска |
Основные разработчики программы |
Департамент экономики, департамент финансов |
Цели и задачи программы, основные целевые показатели |
Основной стратегической целью программы является: Повышение качества жизни и уровня социальной обеспеченности населения г.Томска. Основные тактические задачи: 1. Повышение размера заработной платы работников малых предприятий до величины, превышающей прожиточный минимум трудоспособного населения г.Томска. 2. Повышение размера заработной платы работников крупных и средних предприятий до среднеотраслевого уровня. 3. Повышение уровня информированности населения г.Томска в области налогового, трудового и пенсионного законодательства. 4. Вовлечение в социальное партнерство представителей малого и среднего бизнеса. 5. Повышение уровня социальной защищенности населения г.Томска. Основные целевые показатели: 1. Темп роста среднемесячной заработной платы по основным видам экономической деятельности, % (123-125%% в год). 2. Соотношение уровня среднемесячной заработной платы в малом бизнесе к среднегородскому уровню, % (60% к 2010 году). 3. Доля трудоспособного населения, получающего субсидии, в общей численности населения города, % (10% к 2010 году). 4. Темп роста поступлений по налогу на доходы физических лиц, % (120-130%% в год). |
Сроки выполнения программы (подпрограмм) |
2008-2010 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Основные мероприятия: 1.Совершенствование информационных ресурсов для обеспечения работы по легализации доходов и сокращению неформального рынка труда. 2.Проведение мероприятий по легализации доходов и сокращению неформального рынка труда. 3.Проведение мониторинга в рамках принимаемых мер по легализации доходов и сокращению неформального рынка труда. 4.Проведение мероприятий в рамках выполнения трехстороннего соглашения о социальном партнерстве. 5.Контрольные мероприятия. |
Объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам) |
Бюджет г.Томска 2008 год - 3 000 тыс.руб. 2009 год - 5 880 тыс.руб. 2010 год - 5 880 тыс.руб. |
Ожидаемые конечные результаты выполнения программы |
1.Увеличение количества малых предприятий, у которых размер заработной платы превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения г.Томска. 2.Увеличение количества крупных и средних предприятий, у которых размер заработной платы соответствует среднеотраслевому уровню. 3.Наличие действенных агитационных материалов в информационном и рекламном пространстве г.Томска в целях противодействия неформальному рынку труда. 4.Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в реализации условий социального партнерства в рамках трехстороннего соглашения. 5.Расширение и легализация налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. |
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль за выполнением мероприятий программы осуществляет администрация г.Томска (Департамент экономики администрации г.Томска) |
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
В настоящее время повышение уровня заработной платы, создание условий для своевременной ее выплаты, легализация теневой занятости и скрытых форм оплаты труда остается одной из основных задач в сфере социально-трудовых отношений.
Проблема заключается в том, что значительное число организаций малого и среднего бизнеса, не желая уплачивать налоги с фонда оплаты труда в полном объеме, часть зарплаты выплачивают официально, а другую, как правило, большую ее часть выплачивают, не отражая в бухгалтерских документах. В результате бюджет г.Томска недополучает в виде налогов существенные суммы, а работники, получающие "теневой" доход, ограничивают свои возможности в получении достойного социального и пенсионного обеспечения. От размера официальной заработной платы зависит накопительная часть пенсии, оплата отпусков, больничных листов, пособий по безработице, оплата отпусков по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, выходного пособия при увольнении по сокращению штата. Кроме того, у работников отсутствует возможность официально подтвердить размер получаемых ими доходов для получения кредита, а также возникает ограничение при получении из бюджета возмещения налога на доходы физических лиц по социальным и имущественным налоговым вычетам.
По оценке, скрытая доля доходов населения г.Томска в 2007 году составила 48% денежных расходов бюджетов домашних хозяйств, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой - не более 10%. Отношение суммарного ущерба от теневой деятельности к обороту по полному кругу предприятий г.Томска в 2007 году, по оценке, составило 29%.
В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации базой для исчисления единого социального налога (ЕСН) являются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой они осуществляются. Ставка ЕСН до недавнего времени составляла 35,6%, при этом, по мнению экспертов, её пороговое значение для работодателей оценивается на уровне 12% от фонда оплаты труда. Таким образом, снижение ставки ЕСН до 26% с 01.01.2005 не выглядит достаточно обоснованным для целей вывода заработной платы из тени, так как не устраняет противоречия между действующим и пороговым значением.
Условия трехстороннего соглашения о социальном партнерстве в отношениях работодателей, профсоюзов и органов власти реализуются пока недостаточно полно, так как со стороны работодателей в основном выступают крупные и средние предприятия, входящие в отраслевые ассоциации и объединения, а малый бизнес пока не охвачен.
Понимая, что размер официальной заработной платы непосредственно связан с объемом налоговых доходов бюджетов муниципальных образований, администрация г.Томска совместно с ИФНС России по г.Томску при поддержке Департамента социальной защиты населения Томской области, Управления Пенсионного фонда по Томской области проводят заседания постоянных комиссий, на которых рассматриваются вопросы уровня оплаты труда и легализации "теневой" заработной платы.
Так, за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 проведено 20 заседаний постоянно действующей комиссии по пополнению доходной части бюджета г.Томска и 117 заседаний комиссии, проводимой налоговыми органами, на которых рассмотрено 1906 плательщиков (1635 - юридических лиц, и 271 - индивидуальных предпринимателей). В результате проведенной работы 815 работодателей повысили заработную плату до или выше уровня прожиточного минимума трудоспособного населения г.Томска, действующего в отчетном периоде, 1032 работодателя повысили заработную плату до среднеотраслевого уровня. Дополнительные поступления по налогам составили: по единому социальному налогу - 60 688 тыс.руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 161 118 тыс.руб., по налогу на доходы физических лиц - 211 791 тыс.руб.
Однако опыт работы показывает, что далеко не все ресурсы используются в полном объеме. Во-первых, не в полной мере задействованы средства массовой информации, в местных СМИ проблема легализации заработной платы освещается слабо, рекламное городское пространство не используется. Во-вторых, не проводятся мероприятия по повышению уровня информированности населения в сфере вопросов налогового, трудового и пенсионного законодательства. В-третьих, недостаточно эффективно отработан механизм привлечения к решению данной проблемы интересов главных участников социально-трудовых отношений - работодателя и работника, именно их не заинтересованностью в легализации трудовых отношений, что объясняет появление "теневой" заработной платы. В четвертых, необходимо постоянно повышать качество предоставляемого социального обеспечения с учетом приведения его в соответствие с размером отчислений на его финансирование, чтобы у работников не возникало желание его обмена на эквивалент в виде "теневой" заработной платы.
В целях обеспечения эффективной реализации данных мероприятий, аккумулирования необходимых ресурсов для их реализации и согласования мероприятий по исполнителям и срокам реализации необходимо использование программно-целевого метода.
III. Экономическое обоснование реализации мероприятий программы.
Описание ожидаемых результатов реализации и целевых
индикаторов программы
Социально-экономический эффект от легализации доходов населения заключается в повышении качества жизни и уровня социальной обеспеченности населения г.Томска, сокращении численности малоимущих слоев населения.
Скоординированные решения и практические действия по реализации мероприятий Программы позволят закрепить позитивные изменения в сфере социально-трудовых отношений г.Томска, снизить круг работодателей, субъектов малого предпринимательства, практикующих нелегальные схемы оплаты труда, увеличить долю граждан, стремящихся получать официальную заработную плату, повысить наполняемость бюджета г.Томска за счет расширения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
Основными целевыми индикаторами реализации мероприятий Программы являются:
- темп роста среднемесячной заработной платы по основным видам экономической деятельности (123-125%% в год);
- соотношение уровня среднемесячной заработной платы в малом бизнесе к среднегородскому уровню, % (60% к 2010 году);
- доля семей, получающих субсидии на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг в общем числе семей г.Томска, % (10% к 2010 году);
- темп роста поступлений по налогу на доходы физических лиц, % (120-130%% в год).
Комплекс мероприятий Программы, запланированных для решения тактических задач и достижения поставленной стратегической цели, полностью соответствует Стратегии развития г. Томска до 2020 года, утвержденной решением Думы города Томска от 27.06.2006 N 224 и Программе действий администрации города Томска по социально-экономическому развитию города на период 2007-2012 годы, утвержденной распоряжением Мэра г.Томска от 27.03.2008 N р216.
IV. Основные цели и задачи программы
Основная стратегическая цель Программы - повышение качества жизни и уровня социальной обеспеченности населения г.Томска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие тактические задачи:
1. Повышение размера заработной платы работников малых предприятий до величины, превышающий прожиточный минимум трудоспособного населения г.Томска.
2. Повышение размера заработной платы работников крупных и средних предприятий до среднеотраслевого уровня.
3. Повышение уровня информированности населения г.Томска в области налогового, трудового и пенсионного законодательства.
4. Вовлечение в выполнение условий социального партнерства представителей малого и среднего бизнеса.
5. Повышение уровня социальной защищенности населения г.Томска.
V. Сроки реализации мероприятий программы
Реализация мероприятий Программы рассчитана на период 2008-2010 годы.
VI. Ожидаемые результаты реализации программы
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- увеличение количества малых предприятий, у которых размер заработной платы, превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения г.Томска;
- увеличение количества крупных и средних предприятий, у которых размер заработной платы соответствует среднеотраслевому уровню;
- наличие действенных агитационных материалов в информационном и рекламном пространстве г.Томска в целях противодействия неформальному рынку труда;
- увеличение доли малого и среднего предпринимательства в реализации условий социального партнерства в рамках трехстороннего соглашения;
- расширение и легализация налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
Оценка рисков реализации Программы:
- отсутствие оперативной информации, позволяющей проводить анализ фактических поступлений налога на доходы физических лиц по плательщикам;
- отсутствие заинтересованности субъектов малого предпринимательства в принятии мер по легализации заработной платы и других составляющих трудовых отношений;
- низкий уровень информированности населения в области налогового, трудового и пенсионного законодательства;
- снижение финансирования мероприятий программы, в результате ухудшения финансового положения г. Томска.
VII. Система организации контроля за исполнением и координацией программы
Реализацию Программы обеспечивают исполнители мероприятий программы, которые определены непосредственно в программе.
Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета г.Томска в пределах предусмотренных ассигнований.
Контроль за исполнением программы осуществляют департамент экономики и департамент финансов администрации г. Томска. Департамент экономики администрации г.Томска осуществляет управление Программой и ежеквартально представляет Мэру г.Томска отчет о ходе ее реализации.
При изменении объемов финансирования мероприятий программы департаментом экономики и департаментом финансов администрации г. Томска вносятся предложения об изменении объемов и сроков их реализации.
Реализация программы освещается в средствах массовой информации.
Председатель |
Первый заместитель |
Думы города Томска |
Мэра города Томска |
____________А.Н. Чуприн |
_________Н.А. Николайчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.