Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Думы города Томска от 12 февраля 2009 г. N 1121 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к решению Думы города Томска
от 7 октября 2008 г. N 985
Городская целевая программа
"Социальная интеграция"
на 2009-2011 годы
12 февраля 2009 г.
I. Паспорт городской целевой программы
"Социальная интеграция" на 2009-2011 годы
Управление социальной политики администрации города Томска
Наименование программы/статус |
Городская целевая программа "Социальная интеграция" на 2009-2011 годы |
Дата принятия правового акта о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующих нормативных документов) |
Распоряжение Мэра города Томска от 19.06.2008 N р560 "О разработке городской целевой программы "Социальная интеграция" на 2009-2011 годы" |
Заказчик программы |
Управление социальной политики администрации города Томска; Дума города Томска |
Основные разработчики программы |
Управление социальной политики администрации города Томска |
Цели и задачи программы, основные целевые показатели |
-Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности инвалидам и другим маломобильным гражданам муниципального образования "Город Томск"; - повышение качества и уровня жизни инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности путем развития доступной системы услуг по медицинской, социокультурной, спортивно-оздоровительной и социальной реабилитации; - обеспечение безусловного предоставления инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности в полном объеме установленных действующим законодательством гарантий в рамках полномочий органов местного самоуправления. Действие Программы распространяется на инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, независимо от их возраста, и направлено на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества для реализации их потенциальных возможностей. |
Сроки исполнения программы |
2009-2011 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
- Медико-социальная реабилитация. - Формирование комфортной среды жизнедеятельности. - Социокультурная, спортивно-оздоровительная и социальная реабилитация |
Объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам) |
Объем прогнозируемых средств в 2009-2011 гг. из городского бюджета составит 23 971,0 тыс. рублей, в том числе: 2009 г.- 7 284,0 тыс. руб.; 2010 г.- 8 082,0 тыс. руб.; 2011 г.- 8 605,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты выполнения программы |
Обеспечение доступности для лиц с ограничениями жизнедеятельности объектов социальной инфраструктуры, средств связи, информации, в том числе: - оборудование пандусами входов в здания 14 муниципальных учреждений; - обеспечение доступа к книге через специализированную литературу инвалидам по зрению - не менее 300 чел. в год; Проведение ремонта жилья инвалидов - не менее 100 квартир; Оказание помощи для выхода из трудной жизненной ситуации через оказание адресной материальной помощи - ежегодно более 250 инвалидам; Повышение эффективности реабилитационных мероприятий через доступную для инвалидов бесплатную медицинскую помощь и проведение профилактической работы с инвалидами, детьми-инвалидами и их семьями. |
Система организации контроля исполнения программы |
Управление социальной политики администрации города Томска. Инструментом контроля являются квартальные и годовые отчеты, представляемые в департамент экономики администрации г.Томска и департамент финансов администрации г.Томска. Ежегодно годовой отчет о выполнении данной Программы представляется в Думу города Томска. |
II. Анализ сложившейся ситуации
На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики.
Инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности, в городе Томске около 29 тыс. человек, детей-инвалидов - около 1500 человек, инвалиды II и III группы составляют почти две третьи от общего числа инвалидов. На протяжении ряда лет в городе Томске, как и в целом по Российской Федерации, число инвалидов растет во всех возрастных группах.
В рамках процесса формирования гражданского общества в нашей стране проявляются тенденции нового отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, что выражается в новых гуманистических подходах к вопросам их интеграции в общество. Переход от распространенного подхода к детям и взрослым с отклонениями в развитии и ограничениями жизнедеятельности как к объекту заботы и милосердия - к созданию для них условий социальной активности.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" именно к вопросам местного значения относятся такие вопросы, как:
- создание условий для предоставления транспортных услуг населению;
- организация предоставления общедоступного и бесплатного общего, дополнительного и дошкольного образования;
- организация отдыха детей в каникулярное время;
- оказание первичной медико-санитарной помощи;
- библиотечное обслуживание, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов;
- создание условий для организации досуга и обеспечение жителей услугами организаций культуры;
- создание условий для развития физической культуры и массового спорта;
- организация благоустройства.
Решение этих вопросов направлено на улучшение условий и качества жизни населения муниципального образования "Город Томск", в том числе и лиц с ограниченными возможностями.
Сегодня в городе Томске немало делается по адаптации объектов городской инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан.
Постановлением Мэра города Томска от 17.12.2007 года N 811 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", которым установлено органам администрации города Томска при формировании конкурсной документации на проведение капитального и текущего ремонта зданий, благоустроительных работ предусматривать условия для обеспечения безопасности и доступности к объектам социальной инфраструктуры. Также рекомендовано руководителям организаций всех форм собственности, расположенных на территории муниципального образования "Город Томск", создавать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здания и сооружения.
Поэтому в зданиях и помещениях муниципальных учреждений социальной сферы (поликлиники, больницы, школы, библиотеки), в которых не планируется и не производится капитальный ремонт, необходимо создать условия для передвижения граждан с ограниченными возможностями, в том числе установить пандусы, поручни, при необходимости, расширить дверные проемы и т.п.
Требования по проектированию в жилых домах и объектах социально-культурного и общественного назначения беспрепятственного доступа для маломобильных граждан включаются в архитектурно-планировочные задания.
Департамент дорожного строительства и благоустройства администрации города Томска при выполнении функций заказчика-застройщика, при проектировании объектов внешнего благоустройства (в том числе элементов улично-дорожной сети) муниципального образования "Город Томск" предусматривает необходимые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в части пешеходно-транспортного обслуживания (понижение прибордюрной части тротуаров и бортового камня в местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью). Также, при выдаче технических условий на благоустройство земельных участков для проектирования объектов другим заказчикам в состав условий включается требование об обеспечении условий жизнедеятельности маломобильных групп населения.
Для безопасности перехода проезжей части слепыми и слабовидящими пешеходами в городе действует более 20 светофоров, оборудованных средствами звуковой сигнализации.
В сфере медицинского обслуживания инвалиды состоят на диспансерном учете в медицинских лечебно-профилактических учреждениях города Томска, осуществляется их бесплатное восстановительное лечение в амбулаторно-поликлинических учреждениях, дневных стационарах на дому, стационарах. Повышение эффективности реабилитационных мероприятий в значительной мере обуславливается повышением доступной для инвалидов бесплатной медицинской помощи и среды жизнедеятельности, а также проведением профилактической работы с инвалидами, детьми-инвалидами и семьями, имеющими в составе инвалидов.
В городе имеется несколько специализированных школ-интернатов для детей с отклонениями в здоровье (коррекционные, для слабовидящих и слабослышащих детей), многие дети-инвалиды обучаются на дому. Дети с нормальным интеллектом, но имеющие ограничения в движении, не могут посещать общеобразовательные школы из-за неприспособленности данных учреждений. Также в нашем городе недоступны учреждения здравоохранения, культуры, библиотеки, спортивные сооружения и т.п.
Проблема реабилитации инвалидов и интеграции их в социальную среду остается крайне актуальной, и решать ее нужно по нескольким направлениям:
- совершенствование комплексной медико-социальной реабилитации инвалидов, в том числе детей- инвалидов;
- реабилитация инвалидов методами культуры, искусства, спорта и туризма;
- формирование комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан;
- обеспечение инвалиду гарантированного права на получение необходимой информации через муниципальную библиотечную сеть;
- создание необходимых условий для получения образования и профессиональной подготовки.
Все эти направления в целях обеспечения жизнедеятельности инвалидов Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязывает исполнять органы местного самоуправления в пределах полномочий.
Проблема занятости для инвалидов всегда стояла достаточно остро, в настоящее время она не менее актуальна. Участие инвалидов в производительном труде способствует успешному решению одновременно нескольких жизненных задач: социально-бытовой и профессиональной реабилитации, повышению уровня жизни семьи инвалида.
Таким образом, объективная невостребованность на рынке труда, необорудованность специальными приспособлениями городского транспорта, неприспособленность городской инфраструктуры - все эти проблемы требуют решения.
Предлагаемая Программа направлена на мотивацию инвалидов к самообеспечению, адаптацию городской среды для лиц с ограничениями возможностей, повышение качества их жизни, создание комфортных условий проживания всем гражданам муниципального образования "Город Томск".
III. Социально-экономическое обоснование
реализации мероприятий городской целевой программы.
Описание ожидаемых результатов реализации программы
и целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели
решения поставленных задач и хода реализации программы по годам
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим повышение качества жизни и интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество.
Результативность мероприятий Программы по всем этапам оценивается с учетом следующих целевых индикаторов:
- Количество организованных и проведенных "школ здоровья", дней открытых дверей, семинаров, лекций для инвалидов и родителей детей-инвалидов и количество граждан, которым оказана психологическая помощь# - не менее 500;
- Оснащение специальным оборудованием медицинских учреждений: 2009 г. - 1 ед., 2010 г. - 4 ед., что позволит оказывать медицинские услуги по реабилитации детям, инвалидам и престарелым гражданам;
- Проведение ремонта жилья инвалидов: не менее 33 жилых помещений ежегодно;
- Приспособление муниципальных амбулаторных и стационарных медицинских учреждений для маломобильных граждан (пандусы, расширение дверных проемов): 12 медицинских лечебно-профилактических учреждений; 1 муниципальная библиотека, 1 общеобразовательная школа.
- Организация фонда изданий специальных форматов (аудио-издания, крупношрифтовые издания и др.) в муниципальных публичных библиотеках для пользования не менее 300 чел. в год.
IV. Основные цели и задачи программы
Основными целями Программы являются повышение качества и уровня жизни инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности путем развития дифференцированной, экономически эффективной и доступной системы услуг по медицинской, образовательной, социокультурной, оздоровительной, информационной реабилитации, а также обеспечение комфортных условий жизнедеятельности маломобильным гражданам муниципального образования "Город Томск" путем адаптации объектов социальной инфраструктуры.
Для достижения основных целей Программы требуется решение следующих задач:
- повышение качества и уровня жизни инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности путем развития доступной системы услуг по медицинской, социокультурной, спортивно-оздоровительной и социальной реабилитации;
- разработка и выполнение комплекса мероприятий по приспособлению объектов городской инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан, прежде всего зданий муниципальных учреждений, пешеходных и транспортных коммуникаций;
- обеспечение безусловного предоставления инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности в полном объеме установленных действующим законодательством гарантий в рамках полномочий органов местного самоуправления.
И, как результат, - реальное создание доступной для маломобильных граждан физической среды жизнедеятельности и улучшение качества их жизни.
V. Этапы программы и сроки их реализации
В целях достижения поставленных задач предполагается выполнить три блока мероприятий:
1. Медико-социальная реабилитация.
2. Формирование комфортной среды жизнедеятельности.
3. Социокультурная, спортивно-оздоровительная и социальная реабилитация.
Действие Программы рассчитано на 3 года, распространяется на инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, независимо от их возраста, и направлено на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества для реализации их потенциальных возможностей. Работы по приспособлению объектов социальной инфраструктуры с целью доступности для маломобильных граждан будут проводиться в течение всего периода, что в конечном итоге позволит в полном объеме обеспечить доступность зданий муниципальных учреждений социальной сферы.
Реализация Программы рассчитана на три этапа по годам:
Первый этап (2009 год) - предполагается сконцентрировать усилия на:
- проработке основных направлений Программы;
- реализации предусмотренных в 2009 году мероприятий, направленных на обеспечение доступности к объектам социальной инфраструктуры, предоставление услуг по медицинской, социокультурной, спортивно-оздоровительной и социальной реабилитации.
Второй этап (2010 год) - предполагается:
- предварительная оценка выполненных в 2009 году мероприятий;
- реализация предусмотренных в 2010 году мероприятий, оценка хода их выполнения, эффективности и результативности;
Третий этап (2011 год) - предполагается:
- анализ, обобщение и оценка хода выполнения Программы в 2009-2010 г.г.;
- реализация предусмотренных в 2011 году мероприятий, направленных на обеспечение доступности к объектам социальной инфраструктуры, предоставление услуг по медицинской, социокультурной, спортивно-оздоровительной и социальной реабилитации;
- обобщение и предварительная оценка хода выполнения Программы в 2009-2011 г.г.
В ходе реализации Программы предусматривается взаимодействие Думы города Томска, органов администрации города Томска, общественных организаций.
VI. Ожидаемые результаты реализации программы.
Оценка рисков ее реализации. Ожидаемый эффект
(экономический, социальный, экологический)
Реализация Программы позволит создать комфортные условия жизнедеятельности гражданам муниципального образования "Город Томск", в том числе инвалидам и лицам с ограничениями возможностей, а также повысить качество и уровень их жизни.
К концу 2011 года ожидаются следующие показатели:
- приспособление муниципальных учреждений социальной сферы для инвалидов с физическими недостатками и маломобильных граждан в объеме около 50% от общего числа;
- обеспечение инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности услугами по медицинской, социокультурной, спортивно-оздоровительной и социальной реабилитации в рамках полномочий органов местного самоуправления;
- обеспечение беспрепятственного доступа к объектам транспортно-пешеходной сети.
При условии полной мобилизации ресурсов для исполнения мероприятий Программы по всем видам расходов, в том числе текущих, отраслевых органов администрации за счет бюджетных средств муниципального образования "Город Томск" риск реализации Программы минимален.
В связи с тем, что по характеру решаемых проблем данная городская целевая программа является социальной и направлена на улучшение уровня и качества жизни граждан, ее осуществление не предполагает получение прямого экономического эффекта.
Исполнение Программы даст положительный социальный эффект и позволит показать отношение органов законодательной и исполнительной власти к условиям жизни инвалидов, как одной из самых социально уязвимых категорий населения (как одной из приоритетных задач, определяемых в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ), повысить качество жизни населения муниципального образования "Город Томск".
Оценка эффективности Программы, с учетом ее особенности, специфики, будет заключаться в анализе количества и качества проведенных в рамках Программы мероприятий.
VII. Механизм реализации программы
Заказчиком Программы выступает управление социальной политики администрации города Томска.
Разработчик Программы - управление социальной политики администрации города Томска.
Исполнителями Программы являются органы администрации города Томска с привлечением при необходимости подрядных организаций, отбор которых осуществляется в соответствии с законодательством. В целях достижения поставленных целей возможно взаимодействие органов администрации города Томска с общественными организациями на основании договоров о совместной деятельности.
Управление социальной политики администрации города Томска осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы, координирует деятельность ее исполнителей, разрабатывает проекты муниципальных правовых актов, необходимых для реализации, проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы.
Информация о реализации Программы представляется в управление социальной политики администрации города Томска.
Инструментом контроля являются квартальные и годовые отчеты, представляемые управлением социальной политики администрации города Томска в департамент экономики администрации города Томска и департамент финансов администрации города Томска.
Ежегодно годовой отчет о выполнении данной Программы представляется в Думу города Томска.
Корректировка целевых показателей Программы, исполнителей и сроков программных мероприятий осуществляется ежегодно. Управление социальной политики администрации города Томска подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет механизм реализации Программы и размер затрат на реализацию программных мероприятий.
Председатель |
Первый заместитель |
Думы города Томска |
Мэра города Томска |
________А.Н. Чуприн |
_________Н.А. Николайчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.