Может ли орган местного самоуправления пожертвовать денежные средства своему муниципальному унитарному предприятию по договору пожертвования (деньги в бюджет органа местного самоуправления поступили в виде спонсорской помощи от акционерного общества с указанием: "для целей деятельности муниципального унитарного предприятия")?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заключение договора пожертвования, одаряемым по которому будет являться муниципальное унитарное предприятие, не в полной мере соответствует действующему законодательству. Тем не менее орган местного самоуправления вправе приобрести за счет рассматриваемых целевых средств для унитарного предприятия определенное имущество либо предоставить унитарному предприятию субсидию на основании ст. 78 БК РФ.
Обоснование позиции:
Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях; пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям (п. 1 ст. 582, ст. 124 ГК РФ).
Заметим, что приведенный в п. 1 ст. 582 ГК РФ перечень получателей пожертвований является исчерпывающим, и коммерческие организации (в том числе унитарные предприятия) в нем не упомянуты. Ограничивая круг получателей пожертвований, законодатель исходит из того, что главное отличие пожертвования от договора дарения - направленность воли сторон на достижение какой-либо общественно полезной цели в результате этого пожертвования, что не отвечает целям деятельности коммерческих организаций.
С учетом изложенного заключение договора пожертвования между органом местного самоуправления и муниципальным унитарным предприятием действующему законодательству в полной мере не соответствует.
Вместе с тем в связи с поступлением в местный бюджет спонсорской помощи от акционерного общества, обусловленной целевым назначением, полагаем необходимым также отметить следующее.
Поскольку пожертвование по своей сути является разновидностью дарения, к договору пожертвования применяются правила о договоре дарения, если иное не установлено законом. Между тем дарение в отношениях между коммерческими организациями не допускается, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей (подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ). При этом акционерные общества и унитарные предприятия признаются коммерческими организациями (п. 2 ст. 50 ГК РФ).
В этой связи предоставление обусловленных целевым назначением добровольных взносов (пожертвований) в местный бюджет не должно быть направлено исключительно на уклонение от соблюдения требований гражданского законодательства, запрещающих дарение в отношениях между коммерческими организациями.
Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению; юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ). К публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).
В этой связи бюджетным законодательством делается исключение из принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов в части пожертвований в денежной форме, предусмотренных решением о бюджете (ст. 35 БК РФ). В случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных решением о бюджете, в сводную бюджетную роспись в соответствии с решением руководителя финансового органа могут быть внесены изменения без внесения изменений в решение о бюджете (абзац восьмой п. 3 ст. 217 БК РФ).
Так, бюджетным законодательством предусмотрены иные формы расходования поступивших в местный бюджет от акционерного общества целевых средств, которыми может воспользоваться орган местного самоуправления при указанных обстоятельствах.
В частности, орган местного самоуправления вправе приобрести за счет рассматриваемых средств необходимое унитарному предприятию имущество и впоследствии закрепить его за предприятием на праве хозяйственного ведения*(1).
Кроме того, за счет рассматриваемых средств муниципальному унитарному предприятию может быть доведена целевая субсидия на основании ст. 78 БК РФ*(2). По мнению Минфина России, таким способом, например, может формироваться уставный фонд муниципального унитарного предприятия (письмо Минфина России от 05.06.2020 N 09-01-11/48788).
Использование указанных механизмов финансирования унитарного предприятия, на наш взгляд, значительно снизит риск возникновения претензий со стороны органов финансового контроля.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
16 мая 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее смотрите в материале:
- Вопрос: Вправе ли местная администрация произвести закупку оборудования для последующего его закрепления за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2022 г.)
*(2) Подробнее смотрите в ответе на Вопрос: На какие цели администрация-учредитель может направлять финансовые средства муниципальным унитарным предприятиям из бюджета муниципального района в условиях ограничений, предусмотренных ст. 136 БК РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2022 г.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"