Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы города Томска
от 17 июня 2008 г. N 894
Городская целевая программа
"Модернизация системы мусороудаления в г. Томске"
(ТБО IV и V классов опасности)
на 2008-2013 годы
Паспорт городской целевой программы
"Модернизация системы мусороудаления в г. Томске"
(ТБО IV и V классов опасности) на 2008-2013 годы
1. Наименование программы/статус |
Городская целевая программа "Модернизация системы мусороудаления в г. Томске" (ТБО IV и V классов опасности) на 2008-2013 годы. |
2. Дата принятия правового акта о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующих нормативных документов) |
Постановление Мэра г. Томска от 10.10.2007 N 632 "О разработке городской целевой программы "Модернизация схемы мусороудаления в г. Томске" (ТБО IV и V классов опасности) на 2008-2010 годы" |
3. Заказчик программы: |
Администрация г. Томска |
4. Основные разработчики программы: |
Департамент дорожного строительства и благоустройства администрации г. Томска,департамент экономики администрации города Томска |
5. Цели и задачи программы, основные целевые показатели: |
Целью данной программы является улучшение санитарно-экологического состояния г.Томска и повышение качества жизни его жителей..# Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: - строительство и ввод в действие нового полигона для захоронения ТБО; - прекращение эксплуатации полигона в районе с. Ново-Михайловка и его рекультивация; - внедрение новых технологий утилизации отходов; - формирование конкурентной среды на рынке сбора и вывоза ТБО; - формирование современного мировоззрения граждан на обращение с бытовыми отходами; - ремонт и обустройство контейнерных (бункерных) площадок, подъездов к ним. |
6. Сроки выполнения программы: |
2008-2013 годы |
7. Основные мероприятия программы: |
Основными мероприятиями программы являются: - выведение из эксплуатации и рекультивация полигона для захоронения ТБО в районе с.Ново-Михайловка; - строительство и ввод в действие (по очередям) полигона для захоронения ТБО в районе с.Сурово-Сухоречье; - строительство и ввод в эксплуатацию мусоросортировочного комплекса; - ремонт и обустройство контейнерных площадок и подъездов к ним; - формирование новых социально-экономических отношений в сфере обращения с ТБО. |
8. Исполнители программы: |
Администрация города Томска, подрядные организации, определяемые на конкурсной основе. |
9.Объемы и источник финансирования программы:
Срок реализации |
Требуемые финансовые средства, млн. руб. |
Эффект от реализации программы |
||
Всего |
в том числе: |
|||
городской бюджет |
внебюджетные источники |
|||
2008 г. |
49,4 |
49,4 |
0 |
Улучшение санитарно-экологического состояния г. Томска |
2009 г. |
335,6 |
3,2 |
332,4 |
|
2010 г. |
25,2 |
22,8 |
2,4 |
|
2011 г. |
21,2 |
18,8 |
2,4 |
|
2012 г. |
21,2 |
18,8 |
2,4 |
|
2013 г. |
21,2 |
18,8 |
2,4 |
|
Всего: |
473,8 |
131,8 |
342,00 |
На 2008 год предусмотрены минимальные средства на реализацию основных мероприятий программы за счет средств городского бюджета. В последующие годы плановая потребность в финансовых средствах будет уточняться, исходя из уточнения сроков ввода объектов и проектно-сметной документации.
10.Ожидаемые результаты |
Улучшение санитарно-экологического состояния г. Томска |
11.Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль и ответственность за выполнение программы обеспечивают: Администрация г. Томска; Дума города Томска; Исполнители программы. |
I. Введение
Вопросы, связанные с организацией сбора, вывоза и захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов, относятся к функциям местного значения. Система мусороудаления является обязательным элементом обеспечения санитарно-экологического благополучия населенного пункта, а ее эффективность характеризует уровень качества жизни населения.
Актуальность проблемы удаления, размещения и обезвреживания отходов города Томска определяется рядом факторов:
- полигон отходов является важной составляющей системы санитарной уборки города,
- действующий полигон отходов не удовлетворяет санитарно-экологическим требованиям, нормативный срок эксплуатации полигона истёк,
- наблюдается ежегодное увеличение объёмов размещаемых отходов,
- отсутствуют мусоросортировочные комплексы и мусороперерабатывающие заводы,
- существующая система сбора, транспортировки, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведёт к образованию несанкционированных свалок.
В программе "Модернизация системы мусороудаления в г. Томске" проведена оценка существующей системы мусороудаления (твердые бытовые отходы IV и V классов опасности) в г. Томске, предложены направления деятельности органов местного самоуправления по ее оптимизации и дальнейшему развитию. Программа рассчитана на 6 лет (2008-2013 годы). Реализация положений данной программы с учетом социальных ожиданий граждан позволит обеспечить благоприятную экологическую ситуацию в городе, улучшить санитарное и эстетическое состояние придомовых территорий жилищного фонда, повлиять на формирование у граждан прогрессивных принципов по обращению с ТБО, развить конкурентные отношения и создать инвестиционную привлекательность в секторе удаления и переработки отходов.
II. Анализ сложившейся ситуации
2.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
В настоящий момент наиболее распространенный способ уничтожения ТБО - это полигоны. Однако, этот простой способ сопровождают следующие проблемы:
- чрезмерно быстрое переполнение существующих полигонов из-за большого объема размещаемых отходов;
- отрицательные факторы для окружающей среды: заражение подземных вод выщелачиваемыми продуктами, выделение неприятного запаха, разброс отходов ветром, самопроизвольное возгорание полигонов, бесконтрольное образование метана и неэстетичный вид;
- отсутствие площадей, пригодных для размещения полигонов на удобном расстоянии от крупных городов. Расширение городов вытесняет полигоны на все более дальнее расстояние. Данный фактор в сочетании с ростом цен на землю увеличивает стоимость транспортировки ТБО.
Несовершенство системы сбора и удаления ТБО ведет к захламлению территории города.
Общий объем твердых бытовых отходов, образуемых в г. Томске, оценивается в 1610 тыс.куб.м. в год. Наблюдается тенденция увеличения объема захораниваемых твердых бытовых отходов по годам:
Показатели |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Вывезено и захоронено ТБО, тыс.куб.м |
998 |
1 265 |
1 475 |
1 610 |
По происхождению отходов:
- 70 % приходится на жилищный сектор,
- 30 % - на производственный сектор.
Действующая система мусороудаления регламентируется перечнем операций, а именно: сбор, вывоз и захоронение ТБО.
Сбор и вывоз ТБО от жилищ осуществляется по принципу "несменяемых" контейнеров. Для сбора ТБО в жилищном секторе г. Томска используются различные виды контейнеров открытого типа и не применяется селективный (раздельный по видам отходов) сбор ТБО. Сбор ТБО в г.Томске в объеме до 47% осуществляется самостоятельно субъектами деятельности, которые частично имеют в собственности оборудованные площадки, контейнеры, бункеры для сбора и накопления мусора, а также несут затраты по их надлежащему содержанию. Кроме коммерческих организаций и бюджетных учреждений к вышеуказанным субъектам деятельности также относятся организации собственников жилья. В остальных случаях сбор ТБО осуществляется либо жилищными организациями, если данная услуга предусмотрена договором с собственниками, либо специализированными организациями, осуществляющими вывоз ТБО к месту захоронения.
Вывоз ТБО в г. Томске осуществляют две специализированные организации (УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" и ЗАО "ТомскЭкоСервис"), одна из которых является муниципальной и обеспечивает до 70% объема вывоза ТБО. Вывоз ТБО проводится специализированным автотранспортом российского производства (марки МАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ) в различном техническом исполнении и комплектации. Вывоз ТБО из контейнеров и бункеров осуществляется ежедневно, вывоз крупногабаритных отходов с одного места установки контейнеров осуществляется 1-2 раза в неделю.
Вывоз ТБО осуществляется с 7-00 до 19-00 часов и с 21-00 до 5-00, что обусловлено напряженным транспортным трафиком в дневное время и эстетическими требованиями к внешнему облику населенного пункта.
В г. Томске не применяются методы уничтожения и переработки отходов, а проводится их захоронение на полигоне, расположенном в районе с. Ново-Михайловка, общая площадь 54,3 га. На занимаемой площади расположены следующие объекты:
- хозяйственная зона - 4,8 га;
- рабочие карты -17 га;
- рекультивированный участок - 4,1 га (рекультивация производилась в рамках реализации соответствующей городской целевой программы в 2006 г - 2,8 га, 2007 - 1,3 га, план на 2008 - 1,4 га);
- закрытые карты (подготовленные к рекультивации) - 26,1 га;
- биотермическая яма - 50 кв. м.
Данный полигон функционирует с 1964 года. На полигоне ТБО производится прием, складирование и изоляция нетоксичных отходов от населения, предприятий города и уличный смет. Рабочие площадки полигона разделены на карты, в пределах которых осуществляется захоронение. Размещение отходов выполняется по высотной схеме методом надвига с уплотнением каждого слоя. При этом общее количество накопленных отходов составляет порядка 28 млн. куб.м.
В 1998 году расчетный срок эксплуатации полигона истек. Однако в связи с тем, что строительство нового полигона в районе села Сурово-Сухоречье не закончено, срок эксплуатации действующего решено было продлить. Ежегодное увеличение объема ТБО, поступающего на полигон# и отсутствие свободных карт для захоронения ТБО делает невозможным размещение отходов к 2009 году. Кроме того, в настоящее время городская застройка приблизилась к действующему полигону ТБО, что противоречит санитарно-экологическим нормам и создает неблагоприятную экологическую обстановку.
2.2. Предложения об изменении ситуации
В целях нормализации ситуации в секторе обращения с отходами необходимо изменение традиционных подходов, сложившихся в коммунальном комплексе города и опирающихся на бюджетное финансирование. Качественные изменения могут быть достигнуты комплексом мероприятий, направленных на устойчивое развитие отрасли на основе не только бюджетных, но и коммерческих инвестиций.
Бюджетные инвестиции должны направляться на решение задач, заведомо непривлекательных для частного инвестора, среди которых закрытие действующего полигона в районе с. Ново - Михайловка и проведение рекультивации отработанных карт площадью 47,2 га.
Кроме того, в целях исполнения муниципальным образованием "Город Томск" полномочий в сфере утилизации (захоронения) отходов и, главное, снижения нагрузки на население в части оплаты услуг по захоронению отходов необходимо строительство нового муниципального полигона в районе с. Сурово - Сухоречье за счёт средств бюджета города.
В целях снижения расходов на ГСМ при вывозе отходов, для достижения взаимных интересов частного инвестора и муниципального образования оптимальным является строительство мусоро - сортировочного комплекса, функционирование которого возможно рассматривать через реализацию государственно-частного партнёрства. МСК целесообразно расположить на пути следования мусоровозов на полигон и в месте, которое максимально приближенно к месту сбора отходов (для сохранения полезных фракций).
Учитывая ежегодное увеличение объёмов ТБО, повышаются требования к эстетическому обустройству контейнерных площадок, внедрению селективного сбора ТБО, установке наиболее оптимальных форм контейнеров (размеры, вид), бункеров, использованию новых видов специализированной техники для вывоза отходов. Необходимость реализации данного направления также обусловлена износом контейнерных площадок и подъездов к ним, отсутствием мест для сбора крупногабаритного мусора. Важное значение имеет внедрение действенной формы договорных отношений, эффективной системы контроля, формирование особого менталитета у населения.
Такие масштабные изменения принципов развития отрасли целесообразно реализовать в рамках городской целевой программы.
III. Экономическое обоснование реализации мероприятий городской целевой
программы, описание ожидаемых результатов программы
В рамках программы предлагается осуществить мероприятия, направленные на оздоровление экологической обстановки в городе Томске, повышение качества обращения с ТБО и создание инвестиционной привлекательности сферы мусороудаления и переработки.
3.1. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов
3.1.1. Ремонт и обустройство контейнерных площадок и подъездов к ним.
Обоснование. Не сегодняшний день по г. Томску 2606 мест установки контейнеров и 41 место установки бункеров. Однако, не все места оборудованы в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами - СанПиН 42-128-4690-88 (нет бетонных оснований, отсутствуют ограждения либо они разрушены, на 253 площадках установлено более 5 контейнеров, что превышает допустимую норму, растянутость контейнерных площадок не позволяет оборудовать места для крупногабаритных отходов и нарушает эстетику города). Кроме того, на основании постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 контейнерные площадки относятся к общему имуществу многоквартирного дома. В то же время в городе Томске часть площадок находятся в муниципальной собственности (в хозяйственном ведении УМП "Спецавтохозяйство"), часть - в частной собственности, а часть - бесхозяйные. Во всех случаях не оформлены земельные участки под контейнерными площадками.
Мероприятия.
- Изучить потребность в контейнерных площадках в целях их дальнейшего строительства в рамках подпрограммы;
- Обеспечить ремонт и обустройство контейнерных площадок, а также предусмотреть изменение внешнего вида (закрытость), учитывая возможную увязку вывоза мусора и его селективный сбор;
- Определить механизм эксплуатации контейнерных площадок. При этом учитывать тот факт, что пользователями могут являться жители нескольких многоквартирных домов и (или) обслуживающих организаций,
- Разработать подпрограмму по реконструкции и ремонту подъездов к контейнерным площадкам.
Источник финансирования.
Строительство и обустройство контейнерных площадок - софинансирование за счёт средств собственников и средств бюджета города.
Реконструкция и ремонт подъездов к контейнерным площадкам - средства бюджета города.
Объём финансирования. Строительство контейнерных площадок - 16000 тыс. руб., в том числе 4000 тыс. руб. средства бюджета города. Реконструкция и ремонт подъездов к контейнерным площадкам - 12000 тыс. руб.
3.1.2. Приобретение контейнеров.
Обоснование. В г. Томске ежегодный рост объёмов ТБО составляет в среднем 17 %. Основная масса бытовых отходов при малом весе имеют большой объём (коробки и другая упаковка), отсюда низкая эффективность контейнеров. Отсутствие крышек на контейнерах приводит к раздуванию мусора.
В связи с этим возникает необходимость установки наиболее оптимальных контейнеров (размеры, вид), бункеров, что также в свою очередь будет способствовать обустройству контейнерных площадок в целом.
При этом за счёт средств городского бюджета целесообразно приобретение контейнеров для сбора отходов на объектах муниципальной собственности (объекты озеленения, медицинские и образовательные учреждения, муниципальные жилые дома и т.п.).
Мероприятия.
Определение потребности в контейнерах для сбора ТБО и их установка,
Внедрение селективного сбора отходов,
Разработка требований к контейнерам, контейнерным площадкам.
Источник финансирования. Средства организаций, осуществляющих сбор и вывоз ТБО, средства собственников.
Объём финансирования будет определён после уточнения потребности в натуральном выражении.
3.1.3. Совершенствование и модернизация технологии сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов.
Обоснование. В настоящее время действующая схема вывоза имеет ряд недостатков (несоблюдение графиков вывоза ТБО, как следствие постоянное переполнение контейнеров, образование несанкционированных свалок на территории города, отсутствуют требования к контейнерам, контейнерным площадкам). Совершенствование схемы должно быть направлено на оптимизацию затрат при повышении качества услуг.
Мероприятия.
Утверждение жестких графиков вывоза ТБО и контроль за их исполнением.
Приобретение современной и эффективной техники.
Пересмотр системы сбора-вывоза отходов (пересмотр маршрутов движения, использование двухэтапной системы транспортировки отходов, повышение технического уровня и надёжности техники, применение большегрузной техники и т.п.)
Источник финансирования. Средства организаций, осуществляющих сбор и вывоз ТБО, средства собственников, также возможно финансирование мероприятий за счёт средств городского бюджета.
3.1.4. Формирование современного мировоззрения граждан на обращение с ТБО
Мероприятия.
- разъяснительная работа и проведение экспериментальных, пилотных проектов по организации селективного сбора бытового мусора;
- опубликование информации в местных СМИ, а также вовлечение населения в процедуру определения внешнего вида мест сбора ТБО и, в целом, на соблюдение чистоты.
Источник финансирования. Средства бюджета города, частных инвесторов, занятых в сфере сбора, вывоза, переработки отходов.
3.2. Переработка ТБО
Строительство и ввод в эксплуатацию мусоросортировочного комплекса
Обоснование. Существующая ситуация в г. Томске характеризуется потерей ценных ресурсов для промышленности и упущенной финансовой выгоды. Наиболее перспективным направлением получения вторичных ресурсов является селективный (раздельный) сбор отходов в местах их образования. Однако внедрение этого метода в практику требует решения огромного количества организационных, методических и финансовых вопросов. В связи с этим предлагается в рамках целевой программы строительство и ввод в эксплуатацию Мусоросортировочного комплекса. МСК предполагает организацию сбора, сортировки и прессования (брикетирования) ТБО, что позволит:
1. использовать вторичные ресурсы (бумага, картон, текстиль, стеклобой, металл черный и цветной и т.д. - до 50 %)
2. увеличить срок эксплуатации полигона,
3. обеспечить относительно безопасное складирование балластных фракций (снизить загрязнение атмосферы, почв, поверхностных и подземных вод),
4. снизить расходы потребителей за счёт снижения затрат на вывоз ТБО, понижения размера платы за размещение отходов.
Ввиду того, что мусоросортировочный комплекс может готовить для захоронения на полигоне спрессованные в брикеты отходы, его строительство и строительство полигона для захоронения ТБО предпочтительно решать одновременно.
Кроме того, для увеличения объёмов извлекаемого из отходов вторсырья организация, эксплуатирующая МСК, заинтересована во внедрении селективного сбора отходов.
Мероприятия. В целях повышения заинтересованности мусоровывозящих организаций в очистке города, а также внедрению новой технологии по утилизации отходов, целесообразно разместить МСК в непосредственной близости к местам образования ТБО и на пути следования на полигон, что заинтересует мусоровывозящие организации в сокращении транспортных расходов и, соответственно, снизит тариф.
При поступлении на МСК отходы подвергаются обязательному взвешиванию, дозиметрическому контролю, сортировке, прессованию и брикетированию.
На выходе МСК будет выдавать спрессованные отходы в брикетах, что позволит организации, эксплуатирующей МСК, компенсировать затраты по упаковке отходов через тариф на захоронение ТБО.
Источник финансирования. Средства частного инвестора.
Объём финансирования. Стоимость строительства и ввода в эксплуатацию МСК составляет 330 млн. рублей.
3.3. Захоронение ТБО
3.3.1. Выведение из эксплуатации и рекультивация полигона в с. Ново-Михайловка
Обоснование. Общая площадь действующего полигона в с. Ново-Михайловка составляет 54,3 га. Полигон в настоящее время не соответствует экологическим и санитарным требованиям, отходы вывозятся как сверхнормативные. Необходимо закрытие и рекультивация действующего полигона.
В соответствии с Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твёрдых бытовых отходов рекультивация полигона выполняется в два этапа: технический и биологический. Технический этап включает исследование состояния полигона, планировку, формирование откосов, разработку, транспортировку и нанесение плодородных почв. Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных земель для их дальнейшего целевого использования в народном хозяйстве.
В рамках реализации городской целевой программы "Проведение мероприятий по рекультивации на городском полигоне твердых бытовых отходов и увеличению срока его эксплуатации на 2006 - 2009 гг." проведена техническая рекультивация 4,1 га. На 2008 год бюджетом г. Томска также в рамках целевой программы предусмотрены финансовые средства на техническую рекультивацию 1,4 га.
Мероприятия. Учитывая требования нормативных документов по закрытию полигонов в части проведения мероприятий по техническому и биологическому этапу рекультивации в целом# необходимо рекультивировать отработанные карты площадью 47,2 га.
Источник финансирования. Средства бюджета города.
Объём финансирования. Стоимость работ составляет около 80 млн. рублей.
3.3.2. Строительство полигона в с. Сурово-Сухоречье
Обоснование. Учитывая физическое заполнение действующего полигона и невозможность его расширения# необходимо осуществить строительство и ввод в эксплуатацию нового полигона ТБО.
Администрацией города рассматривались два варианта строительства полигона: за счёт средств частного инвестора и за счёт средств городского бюджета. Проанализировав представленные материалы, можно сделать следующие выводы.
Строительство полигона за счёт средств частного инвестора нецелесообразно по следующим причинам:
- Создание частного полигона ТБО нежелательно в условиях отсутствия альтернативного предприятия в сфере утилизации отходов и, как следствие, способствует осложнению исполнения муниципальным образованием своих полномочий и увеличению рисков в части организации захоронения отходов,
- При строительстве частного полигона увеличивается тариф для потребителей. Для обеспечения возврата заявленных инвестиций на строительство полигона за 8 лет (предложение инвестора) затраты на содержание полигона существенно увеличиваются посредством применения ускоренной амортизации построенных объектов (пожелания инвестора), что приводит к увеличению тарифа на захоронение ТБО в 2,7 раза. Однако, федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определяет в качестве источника возврата инвестиций при строительстве объектов для размещения отходов - надбавку к тарифам, удельный вес которой ограничен. В результате, срок возврата инвестиций становится необозримо великим и непривлекательным для инвестора.
- Инвестором предложен срок строительства нового полигона к 2010 г., в то время как для муниципалитета актуально введение нового полигона уже к началу 2009 г.
В рамках целевой программы предполагается строительство муниципального полигона за счет финансовых средств, выделяемых из бюджета г. Томска. Это позволит снизить нагрузку на население по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также на бюджетные организации (как следствие - на муниципалитет) и прочие юридические лица.
Мероприятия. Постановлением Главы Томского района предоставлен департаменту ДСиБ администрации г. Томска в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок в районе с. Сурово - Сухоречье площадью 89,27 га для строительства полигона твёрдых бытовых отходов.
Проектная документация на строительство полигона по захоронению ТБО г. Томска в с. Сурово-Сухоречье разработана в 1990 г. проектным институтом "Томскагропромпроект". В связи с тем, что проектная документация с момента разработки устарела и не соответствует действующим нормам проектирования, необходимо провести корректировку рабочего проекта.
Учитывая необходимость введения полигона к началу 2009 года, с целью сокращения сроков строительства и экономии бюджетных средств предполагается выполнение в 2008 году первоочередных работ в составе 1 пускового комплекса.
Источник финансирования. Средства бюджета города.
Объём финансирования. Ориентировочная сметная стоимость первоочередных объектов 1 пускового комплекса 49400 тыс. руб. (в ценах 2008 года).
IV. Тарифообразование
Формирование конкурентной среды на рынке сбора и вывоза ТБО, демонополизация рынка достигается созданием равных условий для всех его участников, независимо от формы собственности организаций. Только при наличии нескольких равноправных организаций по вывозу ТБО, действующих на территории города, возможно рыночное ограничение роста цен на вывоз ТБО.
Строящийся новый полигон расположен в 35 км от черты г. Томска, в то время как действующий - в пределах 5 км. При введении нового полигона в эксплуатацию среднее плечо транспортировки отходов значительно увеличится с 32 км (16 км.+16 км.) до 86 км. (43 км.+43 км.). Соответственно, стоимость работ по вывозу и захоронению ТБО при вывозе отходов на полигон в с. Сурово-Сухоречье ориентировочно увеличится на 50 % в действующих ценах при условии строительства за счёт средств бюджета города.
В связи с этим, возникает необходимость пересмотра технологии мусороудаления (см. п. 3.1.3), в том числе и посредством применения МСК. При реализации новой системы сбора-транспортировки отходов в условиях внедрения в эксплуатацию МСК на полную мощность (извлечение порядка 25 % полезных фракций - по заявлению инвесторов) увеличение общей стоимости работ по вывозу и захоронению ТБО составит 17 %. Таким образом, экономия средств природопользователей составит по году 22 %, при этом в состав затрат по захоронению предлагается включение расходов на доставку, прессование, брикетирование и обвязку ТБО.
Справочно: Оценка эффекта от реализации мероприятий по внедрению МСК
N п/п |
Наименование показателя |
Тариф 2008 (средний) |
Проект тарифа при функции нового муниципального полигона |
Проект тарифа при функции нового муниципального полигона и МСК (при условии извлечения 25 % полезных фракций) |
Эффект от реализации мероприятий по внедрению МСК |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4-3 |
1 |
Среднее расстояние транспортировки отходов |
32 |
86 |
86 |
|
2 |
Объем вывозимого мусора на полигон по данным экспертизы 2007 года |
1500 |
1500 |
1500 |
|
3 |
Объем вывозимого мусора на МСК |
0 |
0 |
1500 |
|
4 |
Объём мусора для прессования и брикетирования |
|
|
1125 |
|
5 |
Объём вывозимого мусора от МСК на полигон |
0 |
|
844 |
|
6 |
Затраты на весь объём услуг, тыс. руб. |
164280 |
247080 |
192274 |
-54806 |
6.1 |
Сбор и вывоз ТБО |
137055 |
207855 |
145278.3 |
-62577 |
|
-сбор ТБО и вывоз на полигон |
137055 |
207855.00 |
0.00 |
-207855 |
|
-сбор ТБО и вывоз на МСК |
0 |
0.00 |
145278 |
145278 |
6.2 |
Захоронение ТБО на полигоне |
27225 |
39225 |
46996 |
7771 |
|
-вывоз ТБО от МСК до полигона |
0 |
0.00 |
8304 |
8304 |
|
-прессование и брикетирование |
|
|
16627.5 |
16628 |
|
-размещение ТБО на полигоне |
12690 |
24690 |
13888 |
-10802 |
|
-плата за негативное воздействие |
14535 |
14535 |
8176 |
-6359 |
7 |
Средний тариф на м3 без учёта НДС, руб./м3 (стр. 6/стр. 2) |
109.52 |
164.72 |
128.18 |
-36.5 |
8 |
Увеличение тарифа к 2008 году |
х |
50 % |
17 % |
-22 % |
Необходимо отметить, что представленный проект стоимости работ на сбор, вывоз и захоронение ТБО не предусматривает инфляционные изменения, а дает возможность в целом понять конечный общий эффект, получаемый от мер по совершенствованию мусороудаления.
Кроме того, одной из важных составляющих по выполнению требований законодательства "Об охране окружающей среды" является уплата платежей за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов). В настоящее время остро стоит проблема по их уплате в полном объёме, поскольку уплата платежей тесно взаимосвязана с передачей прав собственности на захораниваемые отходы. Реализация проекта по строительству МСК позволит определить механизм уплаты экологических платежей через определение единого плательщика - организации, эксплуатирующей полигон. Это в свою очередь позволит обеспечить сбор и поступление платы в бюджеты разных уровней, а также снизить тариф за счёт применения для организации, эксплуатирующей полигон, понижающего коэффициента.
V. Основные цели и задачи Программы
Целью данной программы является улучшение санитарно-экологического состояния г.Томска и повышение качества жизни его жителей. Кроме того, важным аспектом в реализации мероприятий данной программы является укрепление частно-государственного партнёрства в сфере мусороудаления. На рынке сбора и вывоза отходов необходимо задействовать организации различных форм собственности для развития конкуренции и повышения качества оказываемых услуг.
Строительство МСК -# будет являться примером по вовлечению частных инвестиций в данный сектор экономики. Поддержка инвесторов возможна в рамках существующего законодательства, а также региональной и муниципальной нормативной базы в пределах установленных полномочий.
Функционирование и эксплуатация МСК и муниципального полигона ТБО может стать основой деятельности совместного предприятия с определённой долей муниципального образования "Город Томск". В свою очередь, приход бизнеса в сферу обращения ТБО позволит привлечь и дополнительные инвестиции.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- увеличение объемов использования отходов в качестве вторичного сырья,
- реализация мероприятий по рекультивации и санации территорий, занятой отработанной свалкой ТБО
- формирование сбалансированной тарифной политики в сфере обращения с отходами;
- строительство и ввод в действие нового полигона для захоронения ТБО, прекращение эксплуатации полигона в районе с. Ново-Михайловка и его рекультивация;
- формирование конкурентной среды на рынке сбора и вывоза ТБО.
- формирование современного мировоззрения граждан на обращение с бытовыми отходами;
- ремонт и обустройство контейнерных (бункерных) площадок, подъездов к ним.
Достижение поставленных целей не должно сопровождаться ухудшением доступности услуг по сбору, вывозу, захоронению (утилизации) ТБО для потребителей, в том числе по стоимостным показателям.
VI. Механизм реализации целевой Программы
Ключевым принципом, определяющим построение механизма реализации Программы, является принцип "баланса интересов", который подразумевает обеспечение соблюдения интересов населения, организаций различных форм собственности, субъектов управления различного уровня, участвующих в разработке, реализации и мониторинге результатов Программы.
Реализация Программы предусматривает использование всех средств и методов государственного и муниципального воздействия: нормативно-правового регулирования, административных мер, прямых и косвенных методов бюджетной поддержки, механизмов организационной, политической и информационной поддержки. Важнейшее значение для успешной реализации Программы имеет использование механизмов привлечения внебюджетных средств. Предусматривается целевое привлечение средств инвесторов, поиск стратегических инвесторов, заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве.
Для достижения программных целей предполагается использовать систему муниципального заказа, возможности налогового и инвестиционного законодательства, лизинга, системы стимулирования и поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности, инструменты социальной политики.
Действенным способом повышения эффективности и обеспечения количественных и качественных характеристик функционирования государственной (муниципальной) собственности может служить развитие партнёрских отношений государства (муниципалитета) и частного сектора.
В рамках реализации мероприятий программы по рекультивации земель полигона в с. Ново-Михайловка и строительству нового полигона в с. Сурово-Сухоречье предполагается использовать форму государственно-частного партнёрства посредством заключения муниципальных контрактов с частными компаниями (конкурсный отбор) на выполнение работ и оказание услуг, контракты технической помощи и т. д за счёт средств бюджета города.
Для реализации мероприятий Программы по эксплуатации нового полигона в С. Сурово-Сухоречье оптимальными являются рассмотрение следующих форм государственно-частного партнёрства:
- создание совместного предприятия. Участие частного сектора в капитале муниципального предприятия может предполагать акционирование и создание совместного предприятия. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется при этом его долей в акционерном капитале.
- заключение договора концессии. Концессия - это система отношений между муниципалитетом (концедентом) и частным юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав пользования муниципальной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства (муниципалитета).
- Заключение договора долгосрочной аренды муниципального имущества,
- Заключение договора на управление муниципальным имуществом.
На этапе эксплуатации предстоит провести конкурсный отбор подрядной организации, эксплуатирующей полигон, а также определить форму реализации государственно-частного партнёрства.
Строительство мусоросортировочного комплекса предполагается за счёт привлечения средств инвестора. При этом взаимодействие с мусоросортировочным комплексом возможно в рамках реализации государственно-частного партнёрства в форме заключения различных договоров, например, по обеспечению прессования, брикетирования ,обвязки и доставке отходов до нового полигона.
При этом инвестиционная привлекательность бизнеса в сфере мусороудаления будет обеспечена за счёт:
- заведения потока ТБО на МСК,
- обеспечения прозрачности, стабильности и предсказуемости тарифной политики,
- установления тарифов, гарантирующих возврат капитала с учётом его доходности,
- снижения рисков в данном секторе экономики.
Но при этом необходимо, чтобы частные партнёры работали с муниципалитетом без фактов сокрытия или искажения необходимой для расчёта тарифов информации.
Строительство полигона и мусоросортировочного комплекса позволит увеличить инвестиционную привлекательность бизнеса для создания объектов по переработке вторичного сырья, что позволит повысить инвестиционную привлекательность региона в целом.
VII. Этапы Программы и сроки их реализации
Выполнение программы рассчитано на 6 лет.
N п/п |
Этапы |
Срок реализации |
1 |
Строительство и ввод в действие нового полигона для захоронения твёрдых бытовых отходов в районе с. Сурово-Сухоречье |
2008-2010 |
1.1 |
Ввод первоочередных объектов 1 пускового комплекса |
2008-2009 |
2 |
Закрытие полигона в районе с. Ново-Михайловка и рекультивация выведенных из эксплуатации площадей полигона для захоронения твёрдых бытовых отходов |
2010-2013 |
3 |
Внедрение технологий утилизации отходов (строительство мусоро - сортировочного комплекса) |
2009-2013 |
4 |
Ремонт и обустройство контейнерных (бункерных) площадок и подъездов к ним |
на постоянной основе |
5. |
Формирование современного мировоззрения граждан на обращение с твёрдыми бытовыми отходами |
на постоянной основе |
6. |
Пересмотр, корректировка и разработка нормативных актов по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города |
на постоянной основе |
VIII. Перечень основных мероприятий по каждому этапу Программы
Решение поставленных задач достигается исполнением мероприятий, которые оцениваются индикатором (натуральным и временным показателем).
N |
Мероприятия по реализации поставленных задач |
Ответственные исполнители |
Значение индикатора |
1. |
Строительство и ввод в действие нового полигона для захоронения ТБО, |
||
1.1. |
Строительство и ввод в действие (по очередям) полигона для захоронения ТБО в районе с. Сурово-Сухоречье. |
ДДСиБ администрации г.Томска, подрядная организация, определенная на конкурсной основе |
Срок начала эксплуатации 01.01.2009 Разработка рабочих карт на площади 6 га |
2. |
Закрытие полигона в районе с. Ново-Михайловка и рекультивация выведенных из эксплуатации площадей полигона для захоронения ТБО |
||
2.1. |
Закрытие полигона и рекультивация (технический и биологический этапы) выведенных из эксплуатации площадей полигона для захоронения ТБО в районе с. Ново-Михайловка |
ДДСиБ администрации г. Томска, организации, определённые в соответствии с действующим законодательством |
Срок окончания эксплуатации 01.01.2009 |
ДДСиБ администрации г. Томска, подрядная организация, определенная на конкурсной основе |
Срок окончания рекультивации 01.01.2014, Рекультивация 42,7 га |
||
3. |
Внедрение технологий утилизации отходов |
||
3.1 |
Строительство и ввод в эксплуатацию мусоросортировочного комплекса |
Инвестор |
Срок начала эксплуатации 01.01.2009 Удельный вес ТБО, поступающих на переработку не ниже чем 20% - 2010 г.; 40% - 2011 г.; 60% - 2012 г.; 80% - 2013 г. |
4. |
Ремонт и обустройство контейнерных (бункерных) площадок и подъездов к ним |
||
4.1. |
Выполнение за счет бюджетных средств реконструкции и ремонта подъездов к контейнерным площадкам (среднесрочная программа на 5 лет) |
ДДСиБ администрации г. Томска, подрядная организация, определенная на конкурсной основе |
2009-20013 Уд. вес к общему объёму ремонтируемых подъездов, нуждающихся в ремонте,- не менее 20% ежегодно (не менее 90 кв.м) |
4.2. |
Организация проведения реконструкции и капитального ремонта контейнерных площадок на условиях софинансирования муниципалитетом, собственниками жилых помещений и иными потребителями услуг |
ДДСиБ администрации г. Томска, районные администрации г. Томска, подрядная организация, определенная на конкурсной основе |
2009-2013 Уд. вес к общему числу ремонтируемых площадок, построенных до 1995 г., не менее 10% ежегодно (не менее 260 контейнерных площадок в год) |
5 |
Формирование современного мировоззрения граждан на обращение с бытовыми отходами |
||
5.1. |
Определение технической политики в отношении оборудования площадок для сбора ТБО, разработка и утверждение рекомендаций для собственников и организаций осуществляющих сбор и вывоз ТБО |
Администрация г. Томска, ДДСиБ администрации г. Томска, ДЖКХ администрации г. Томска, районные администрации г. Томска |
Срок до 01.01.2009 |
5.2. |
Разработка эстетических требований (рекомендаций), предъявляемых собственникам контейнерных площадок |
Администрация г. Томска, ДДСиБ администрации г. Томска, ДЖКХ администрации г. Томска, районные администрации г. Томска |
Срок до 01.07.2009 |
5.3. |
Сопровождение "Интернет-площадки", по предложению оборудования и услуг по сбору ТБО собственникам жилищного фонда, разработка рекомендаций собственникам по предлагаемому оборудованию |
Районные администрации г. Томска |
Срок: Постоянное сопровождение с 01.01.2009г. |
5.4. |
Паспортизация и инвентаризация контейнерных площадок для сбора ТБО, с разграничением имущественных прав и обязанностей собственников зданий и помещений |
Администрация г. Томска, ДДСиБ администрации г. Томска, ДЖКХ администрации г. Томска, районные администрации г. Томска |
Уд.вес проинвентаризированных площадок не ниже# чем 30%-2009г.; 60%-2010г.; 100% -2013 г.; |
5.5 |
Разработка и реализация регулярной информационной программы в СМИ для населения об обращении с ТБО и реализации данной программы (среднесрочная программа) |
Комитет по местному самоуправлению |
Ежемесячно в местной газете, 1 раз в квартал на ТВ |
5.6 |
Разработка концепции, реализация пилотного проекта по раздельному сбору ТБО (конкурс среди населения, школ, организаций общественного питания и т.п) |
Администрация г. Томска, ДДСиБ администрации г. Томска, ДЖКХ администрации г. Томска, районные администрации г. Томска, мусоровывозящие организации (по согласованию) |
Ежегодно, Число# участников - тенденция роста участников |
5.7 |
Проведение молодежного (студенческого) конкурса по эстетическому обустройству контейнерных площадок |
Районные администрации г. Томска |
Ежегодно, число участников более количества ВУЗов г.Томска |
5.8 |
Организация и проведение конкурсов среди собственников на лучшую "площадку по сбору мусора" |
Районные администрации г. Томска |
Ежегодно, тенденция роста участников |
5.9 |
Организация субботников |
Районные администрации г. Томска |
Ежегодно |
6. |
Пересмотр, корректировка и разработка нормативных актов по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города |
Администрация г. Томска, ДДСиБ администрации г. Томска, ДЖКХ администрации г. Томска, Управление по охране окружающей среды |
- |
IX. Смета расходов на реализацию Программы
Финансирование мероприятий программы планируется осуществлять за счет бюджетных и внебюджетных источников.
На 2008 год предусмотрены минимальные средства на реализацию основных мероприятий программы за счет средств городского бюджета. В последующие годы определена потребность в финансовых средствах, которые будут уточняться исходя из плановых сроков ввода объектов и уточнения проектно-сметной документации. Кроме того, строительство полигона спроектировано без учёта функционирования МСК. Если комплекс начнёт своё функционирование, сметная документация по строительству полигона должна быть скорректирована.
Структура финансирования программы в разрезе источников представлена в таблице:
Мероприятия программы |
Ед. изм. |
Объём работ |
Сумма, тыс. руб. |
Срок реализа-ции |
||
Всего |
бюджет |
Внебюд-жетные источ-ники |
||||
Строительство и ввод в эксплуатацию полигона ТБО в районе с. Сурово-Сухоречье |
га |
6 |
49400 |
49400 |
0 |
2008 |
Строительство полигона ТБО в районе с. Сурово-Сухоречье |
га |
83,27 |
0 |
2009 |
||
Строительство мусоро - сортировочного комплекса |
комп-лекс |
1 |
330000 |
0 |
330000 |
|
Ремонт и обустройство контейнерных площадок и подъездов к ним |
- |
- |
5600 |
3200 |
2400 |
|
Техническая (9,2 га) и биологическая (19,6 га) рекультивация выведенных из эксплуатации площадей полигона в районе с. Ново-Михайловка |
га |
9,2 19,6 |
19600 |
19600 |
0 |
2010 |
Ремонт и обустройство контейнерных площадок и подъездов к ним |
- |
- |
5600 |
3200 |
2400 |
|
Техническая и биологическая рекультивация выведенных из эксплуатации площадей полигона в районе с. Ново-Михайловка |
га |
9,2 |
15600 |
15600 |
0 |
2011 |
Ремонт и обустройство контейнерных площадок и подъездов к ним |
- |
- |
5600 |
3200 |
2400 |
|
Ремонт и обустройство контейнерных площадок и подъездов к ним |
- |
- |
5600 |
3200 |
2400 |
2012 |
Техническая и биологическая рекультивация выведенных из эксплуатации площадей полигона в районе с. Ново-Михайловка |
га |
9,2 |
15600 |
15600 |
0 |
|
Ремонт и обустройство контейнерных площадок и подъездов к ним |
- |
- |
5600 |
3200 |
2400 |
2013 |
Техническая и биологическая рекультивация выведенных из эксплуатации площадей полигона в районе с. Ново-Михайловка |
га |
9,2 |
15600 |
15600 |
0 |
|
Пересмотр, корректировка и разработка нормативных актов по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города |
- |
- |
- |
- |
- |
2008-2009 |
Итого |
|
|
473800 |
131800 |
342000 |
|
* В связи с тем, что проектная документация разработана в 1990 году и требует корректировки (уточнить перечень необходимых объектов, общую стоимость проекта), потребность в финансировании будет уточнена.
X. Ожидаемые результаты реализации Программы,
оценка рисков ее реализации
Реализация настоящей программы позволит:
- предотвратить образование несанкционированных свалок на территории г. Томска,
- обеспечить экологическую безопасность на территории муниципального образования. Рекультивация полигона в с. Ново - Михайловка позволит восстановить 47,2 га нарушенных земель,
- привести схему мусороудаления в соответствие с нормативными требованиями природо -охранного и санитарно- эпидемиологического законодательства,
- продлить сроки эксплуатации вновь вводимого полигона ТБО. Строительство полигона позволит обеспечить захоронение отходов в течение 50 лет без учета функционирования МСК. Строительство комплекса по сортировке ТБО и брикетированию прессованных отходов позволит ежегодно извлекать около 80 тыс. тонн вторичных ресурсов (800 тыс. куб.м) и обращать их на нужды народного хозяйства. Это позволит продлить срок эксплуатации полигона в 2-3 раза и предотвратить экологический ущерб окружающей среды.
- создать новые рабочие места при вводе в эксплуатацию МСК - около 100 человек, а также дополнительно по изготовлению товаров народного потребления из вторичного сырья (тротуарная плитка, строительные блоки и т.д.), что может послужить в дальнейшем развитию предпринимательства.
- получить экономический эффект от реализации мероприятий по внедрению МСК в виде снижения стоимости услуг.
Возможные риски в ходе реализации мероприятий программы
- Риск определения оптимальной формы сотрудничества между муниципалитетом и частным инвестором. В целях снижения риска возможно рассмотрение варианта создания совместной организации либо выбора оптимальной схемы финансовых потоков и договорных отношений.
- Учитывая, что на рынке мусороудаления появляется множество частных организаций по сбору платежей за сбор, вывоз, сортировку ТБО, размещение ТБО на полигоне, возникает риск "потери" экологических платежей, включённых в состав тарифа для населения, а также существует риск невозможности использования понижающего коэффициента к плате за негативное воздействие (размещение отходов).
XI. Контроль исполнения мероприятий Программы и оценка ее эффективности
Система организации контроля за исполнением программы:
1. Дума города Томска и администрация г. Томска осуществляют общий контроль за ходом реализации программы, целевым и эффективным использованием выделенных средств.
2. Департаменты дорожного строительства и благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства и районные администрации г. Томска осуществляют оперативное управление исполнением мероприятий программы и финансированием.
3. Исполнители программы осуществляют реализацию мероприятий по данной программе и предоставляют необходимую информацию о выполнении по установленной форме Заказчику (соответствующему органу администрации г. Томска) для последующего представления её в департамент финансов администрации г. Томска и департамент экономики администрации г. Томска.
4. Корректировка сумм программы, исполнителей и сроков программных мероприятий осуществляется ежегодно в соответствии с утвержденным бюджетом на соответствующий период.
Председатель |
Первый заместитель |
Думы города Томска |
Мэра города Томска |
____________ А.Н. Чуприн |
____________ Н.А. Николайчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.