Пояснительная записка
по вопросу о ратификации Соглашения о социальном обеспечении между Российской Федерацией и Восточной Республикой Уругвай
Досье на проект федерального закона
В целях создания договорно-правовой базы российско-уругвайского сотрудничества в области социального обеспечения в городе Москве 22 сентября 2021 г. подписано Соглашение о социальном обеспечении между Российской Федерацией и Восточной Республикой Уругвай (далее - Соглашение).
Соглашение основано на пропорциональном принципе и предусматривает распределение финансовой ответственности Договаривающихся Сторон по предоставлению страхового обеспечения за пенсионные права, приобретенные (приобретаемые) на их территории.
Соглашение распространяется на лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и Восточной Республики Уругвай, а также членов их семей. В предмет Соглашения входят, в частности, страховые пенсии по старости, страховые пенсии по инвалидности, страховые пенсии по случаю потери кормильца, накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений, социальные пенсии (назначаются и выплачиваются при условии проживания граждан в Российской Федерации), социальное пособие на погребение (выплачивает та Договаривающаяся Сторона, на территории которой застрахованное лицо захоронено).
В случае переезда застрахованного лица на постоянное место жительства в третье государство выплата назначенной пенсии по его выбору будет продолжать осуществляться Договаривающейся Стороной, ее назначившей, либо на территории этой Договаривающейся Стороны, либо переводиться на территорию другой Договаривающейся Стороны.
Порядок обращения за назначением пенсии и порядок выплаты пенсии будут определены соглашением по применению Соглашения о социальном обеспечении между Российской Федерацией и Восточной Республикой Уругвай.
Соглашение содержит иные правила (положения пункта 4 статьи 5, пункта 1 статьи 6, статей 10 и 14 Соглашения), чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Это, в частности, относится к порядку определения права на пенсию, исчисления размера пенсии и выплаты пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (статьи 15 - 17), а также установления социальной (федеральной или региональной) доплаты к пенсии согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (статья 12.1).
Так, в Российской Федерации при определении права на пенсию в случае суммирования страхового стажа величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа, приобретенного на ее территории, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Когда согласно законодательству Российской Федерации право на пенсию в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не возникает, в соответствии с Соглашением будет применяться величина индивидуального пенсионного коэффициента равная единице за один год стажа работы, приобретенного на территории Восточной Республики Уругвай, а также на территории третьих государств, с которыми у Российской Федерации заключен международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании).
Если продолжительность страхового стажа на территории Российской Федерации и на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики составляет менее требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию, то размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также размер повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и увеличения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, будет устанавливаться пропорционально отношению фактической продолжительности страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, к требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом этого, а также в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Соглашение после подписания подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Проекты постановления Правительства Российской Федерации и федерального закона о ратификации Соглашения соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, и их реализация не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации. При этом, в указанных проектах отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Численность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Восточной Республики Уругвай, которые могут приобрести право на пенсионное обеспечение с учетом достижения пенсионного возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации, составляет 4 человека. Численность граждан Восточной Республики Уругвай, которые достигнут пенсионного возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации в период 2022 - 2024 годов, составит 14 человек. Средний размер страховой пенсии по старости на начало 2022 года составит 2 818,88 рублей, 2023 года - 3 699,67 рублей, 2024 года - 4 637,91 рублей.
Путем заключения международного договора в области социального обеспечения возможно предоставить гражданам, работающим как в Российской Федерации, так и за ее пределами, возможность реализовать свое право на пенсионное обеспечение и при необходимости суммировать периоды работы на территории двух государств для определения права на страховую пенсию по старости. При этом Российская Федерация руководствуется принципами паритетности и равноправия договаривающихся сторон, а также соблюдения интересов российских граждан, пенсия которым будет назначаться и выплачиваться, в данном случае Восточной Республикой Уругвай.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определении от 1 марта 2001 г. N 49-О; Постановление от 15 июня 1998 г. N 18-П) права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий, независимо от того, где проживает гражданин, которому назначена пенсия, - в России или за ее пределами.
Таким образом, политика Российской Федерации в области пенсионного обеспечения направлена в том числе и на соблюдение принципа "пенсия следует за человеком" в целях сохранения ранее приобретенных им пенсионных прав за период осуществления трудовой деятельности, а также в случае его переезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения о социальном обеспечении между Российской Федерацией и Восточной Республикой Уругвай"
При осуществлении в соответствии с Соглашениям о социальном обеспечении между Российской Федерацией и Восточной Республикой Уругвай (далее - Соглашение) пенсионного обеспечения граждан Восточной Республики Уругвай, подпадающих под его действие (раздел I части III Соглашения с учетом положений статьи 24 Соглашения), средний размер страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца составит в месяц в 2022 году - 2 818,88 рублей, в 2023 году - 3 699,67 рублей, в 2024 году - 4 637,91 рублей.
Численность граждан Восточной Республики Уругвай по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, которые достигают пенсионного возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации в период 2022 - 2024 годов, составит 14 человек.
Предполагаемая численность граждан Восточной Республики Уругвай, которым будет назначена страховая пенсия по инвалидности, а также страховая пенсия по случаю потери кормильца, составит в 2022 - 2024 годах - по 1 человеку. Численность пенсионеров по старости определена исходя из информации о количестве иностранных граждан, зарегистрированных в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в отношении которых начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; численность пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца - исходя из анализа численности получателей по статистической отчетности N 94 (пенсии) "Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий" лиц, проживающих за границей, по состоянию на 1 июля 2021 г. в процентном соотношении получателей пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца к получателям пенсий по старости (по инвалидности - 5,6%, по СПК - 3,8%).
Реализация Соглашения повлечет за собой финансовые затраты на пенсионное обеспечение граждан Восточной Республики Уругвай, которые в 2022 году составят 541,224 тыс. рублей (33,828 тыс. рублей в месяц), в 2023 году - 710,340 тыс. рублей, в 2024 году - 890,484 тыс. рублей.
При этом численность граждан Российской Федерации, осуществляющих трудовую деятельность на территории Восточной Республики Уругвай, по данным, предоставленным Посольством Российской Федерации в Восточной Республике Уругвай, составляет от 500 до 600 человек, которые в будущем подпадут под действие Соглашения, пенсия которым будет назначена уругвайской стороной.
Численность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Восточной Республики Уругвай, которые могут приобрести право на пенсионное обеспечение с учетом достижения пенсионного возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации, составит 4 человека. При вступлении в силу Соглашения дополнительных расходов на их пенсионное обеспечение не потребуется, напротив, расходы будут снижаться, учитывая пропорциональный принцип распределения финансовой ответственности каждой Договаривающейся Стороны за пенсионный стаж, приобретенный гражданами на их территории, заложенный в Соглашение.
Расходы на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих в Восточной Республике Уругвай, исходя из предполагаемой численности 4 человека, которые могут приобрести право на пенсионное обеспечение с учетом достижения пенсионного возраста, составят в 2022 году - 397,908 тыс. рублей (33,159 тыс. рублей в месяц) (средний размер страховой пенсии составит 8 289,64 рублей), в 2023 году - 420,180 тыс. рублей (средний размер страховой пенсии - 8 753,86 рубля), в 2024 году - 443,292 тыс. рублей (средний размер страховой пенсии - 9 235,32 рублей).
Всего расходы на выплату страховых пенсий гражданам Российской Федерации и Восточной Республики Уругвай составят в 2022 году - 939,132 тыс. рублей (66,987 тыс. рублей в месяц), в 2023 году - 1 130,52 тыс. рублей, в 2024 году - 1 333,776 тыс. рублей.
Финансовое обеспечение расходов на выплату страховых пенсий гражданам Российской Федерации и Восточной Республики Уругвай, пенсионное обеспечение которых будет осуществляться в соответствии с Соглашением, при его вступлении в силу будет производиться в пределах общего объема расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемых на выплату страховых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с международными договорами о социальном (пенсионном) обеспечении, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Согласно данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в период 2022 - 2024 годов граждане, подпадающие под действие Соглашения в части назначения и выплаты накопительной пенсии или единовременной выплаты за счет средств пенсионных накоплений, отсутствуют, в связи с чем расходов на их выплату в указанный период не возникнет.
Численность граждан Восточной Республики Уругвай, отвечающих условиям реализации права на социальную пенсию не будет превышать в 2022 - 2024 годах - 1 человека (численность определена Пенсионным фондом Российской Федерации на основании отчета по форме 94 Пенсия на территории Российской Федерации на 1 апреля 2020 г. в процентном соотношении приблизительно 9,3% исходя из численности граждан, получающих социальные пенсии (3 247 336 человек) к получателям страховых пенсий по старости (35 054 061 человек). Расходы на выплату социальных пенсий могут составить в 2022 году - 132,878 тыс. рублей (11,073 тыс. рублей в месяц), в 2023 году - 137,833 тыс. рублей, в 2024 году - 148,976 тыс. рублей.
Поскольку согласно положениям Соглашения социальные пенсии и социальное пособие на погребение будут предоставляться в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, расходы на их выплату будут осуществляться в пределах средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, направляемых на указанные цели.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Восточной Республикой Уругвай"
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения о социальном обеспечении между Российской Федерацией и Восточной Республикой Уругвай" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О ратификации Соглашения о социальном обеспечении между Российской Федерацией и Восточной Республикой Уругвай"
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения о социальном обеспечении между Российской Федерацией и Восточной Республикой Уругвай" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.