Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 70819-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) подготовлен в целях совершенствования законодательства о мерах социальной поддержки в части расширения состава содержащихся в Единой государственной информационной системе социального обеспечения сведений (далее - ЕГИССО) и внедрения реестрового принципа их ведения.
На основании части 1 статьи 6.10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) Минтруд России является оператором ЕГИССО. Законопроектом предусматриваются положения, направленные на размещение в ЕГИССО принимаемых решений об отнесении граждан к категориям получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (далее - категории получателей мер социальной поддержки), а также возможности формирования (в форме электронного документа, на бумажном либо ином материальном носителе) документа (свидетельства, удостоверения, иного документа), подтверждающего право гражданина на соответствующие меры.
Согласно нормам действующего законодательства, фактом отнесения гражданина к отдельной категории получателя меры социальной поддержки является выдача ему удостоверения (для некоторых категорий - справки), дающего права на получение мер социальной поддержки. Органы, осуществляющие выдачу удостоверений, определены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Выдача удостоверений носит заявительный характер и осуществляется уполномоченными органами в формате предоставления государственных услуг. Решение о выдачи удостоверений оформляются соответственно решениями уполномоченных органов.
На основании части 8 статьи 6.9 Федерального закона N 178-ФЗ порядок направления сведений в ЕГИССО и обработки содержащейся в ней информации определяется в положении о ЕГИССО (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 1342 "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения". Таким образом, порядок регистрации и учета сведений о принимаемых решениях об отнесении граждан к отдельным категориям получателей мер социальной поддержки будет определен Правительством Российской Федерации.
Проектом федерального закона также предусматривается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории, учет сведений по которым может вестись в ЕГИССО. Проектом федерального закона уточняется перечень задач, решение которых обеспечивает ЕГИССО, в части обеспечения размещения и регистрации сведений об отнесении граждан к категориям получателей мер социальной поддержки.
При этом предполагается, что сведения об отнесении граждан к соответствующим категориям (в том числе сведения о выданных удостоверениях), содержащиеся в ЕГИССО, будут основанием для предоставления таким гражданам мер социальной поддержки, а также будут доступны для использования в порядке межведомственного электронного взаимодействия в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, а также доступны для получения заявителями в электронном виде, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг и посредством обращения в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, уполномоченные органы.
С целью использования содержащихся в ЕГИССО сведений об отнесении граждан к отдельным категориям получателей мер социальной поддержки для реализации их прав на получение льготных услуг проектом федерального закона уточняется состав участников информационного взаимодействия ЕГИССО. Предлагаемые изменения позволят обеспечить возможность получения гражданином на материальном носителе документа (свидетельства, удостоверения, иного документа), подтверждающего право гражданина на соответствующие меры социальной защиты (поддержки), на основании сведений о принятом решении, зарегистрированном в ЕГИССО.
Нормы законопроекта в части размещения сведений об отнесении граждан к отдельным категориям получателей мер социальной защиты (поддержки) Министерством обороны Российской Федерации вступают в силу с 1 января 2025 г. с учетом технологической готовности ведомства.
Обращается внимание, что проектом федерального закона не предусмотрен учет в электронном виде сведений о категориях ветеранов боевых действий, инвалидов боевых действий, ветеранов военной службы, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", что обусловлено особыми рисками их безопасности при передаче персональных данных.
Для обеспечения возможности получения указанными категориями граждан и членами их семей мер социальной поддержки в электронном виде прорабатывается организация межведомственного электронного взаимодействия между Пенсионным фондом Российской Федерации и ведомствами, в распоряжении которых есть такие сведения, по подтверждению наличия соответствующего статуса на основании заявления гражданина и представленных в составе заявления данных.
Реализация учета в ЕГИССО сведений об отнесении граждан к соответствующим категориям получателей мер социальной защиты (поддержки) будет осуществлена за счет предусмотренных бюджетных ассигнований Пенсионному фонду Российской Федерации на развитие программного обеспечения ЕГИССО в 2021 - 2022 гг.
Установленный частью 2 статьи 7 законопроекта срок вступления в силу федерального закона обусловлен необходимостью проведения мероприятий по обеспечению технологической готовности ЕГИССО к учету сведений о регистрации (размещении) принимаемых решений, а также утверждения нормативных правовых актов (внесения изменений в нормативные правовые акты), регламентирующих порядок размещения, обработки и использования сведений об отнесении граждан к отдельным категориям получателей мер социальной поддержки.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Мероприятия по обеспечению ведения на базе Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее - ЕГИССО) банков данных сведений об отдельных льготных категориях граждан, предусмотренные в проекте федерального закона, заложены в Консолидированной ведомственной .программе цифровой трансформации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, одобренной Протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и ведения предпринимательской деятельности от 25 декабря 2020 г. N 34 (мероприятие по информатизации 392.004 Ф0392.17.Р.9885.21).
Финансирование мероприятий осуществляется за счет бюджетных средств, предусмотренных Пенсионному фонду Российской Федерации.
Мероприятия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по интеграции ведомственных информационных систем с ЕГИССО осуществляются в рамках реализации норм Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 134-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи".
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует:
1. Изменения:
1.1. Постановления Правительства Российской Федерации "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения".
Основание - статья 5 законопроекта.
Срок подготовки: II квартал 2022 г.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель: Пенсионный фонд Российской Федерации.
Цель принятия данного постановления и краткое описание: определение порядка обеспечения в Единой государственной информационной системе социального обеспечения учета сведений об отнесении граждан к категориям получателей мер социальной поддержки и обработки, содержащихся в иных государственных информационных системах сведений об отнесении граждан к указанным категориям.
1.2. Постановления Правительства Российской Федерации "Об удостоверениях, на основании которых реализуются меры социальной поддержки ветеранов военной службы и ветеранов труда".
Основание - статья 2 законопроекта.
Срок подготовки: II квартал 2022 г.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Цель принятия данного постановления и краткое описание: синхронизация порядка выдачи удостоверений и порядка обеспечения в Единой государственной информационной системе социального обеспечения учета сведений об отнесении граждан к категориям получателей мер социальной поддержки.
1.3. Постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Основание - статья 4 законопроекта.
Срок подготовки: II квартал 2022 г.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Цель принятия данного постановления и краткое описание: синхронизация порядка выдачи удостоверений и порядка обеспечения в Единой государственной информационной системе социального обеспечения учета сведений об отнесении граждан к категориям получателей мер социальной поддержки.
1.4. Постановления Правительства Российской Федерации "О Правилах отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Основание - статья 6 законопроекта.
Срок подготовки: II квартал 2022 г.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Цель принятия данного постановления и краткое описание: синхронизация порядка выдачи удостоверений и порядка обеспечения в Единой государственной информационной системе социального обеспечения учета сведений об отнесении граждан к категориям получателей мер социальной поддержки.
1.5. Постановления Правительства Российской Федерации "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны".
Основание - статья 2 законопроекта.
Срок подготовки: II квартал 2022 г.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Цель принятия данного постановления и краткое описание: синхронизация порядка выдачи удостоверений и порядка обеспечения в Единой государственной информационной системе социального обеспечения учета сведений об отнесении граждан к категориям получателей мер социальной поддержки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.