Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 1244343-7 "О внесении изменений в статьи 51 и 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части совместного пребывания с ребенком-инвалидом в стационарных условиях) внесен депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, М.В. Тарасенко, сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, И.В. Рукавишниковой, а также М.А. Львовой-Беловой в период исполнения ею полномочий сенатора Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 1244343-7 "О внесении изменений в статьи 51 и 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части совместного пребывания с ребенком-инвалидом в стационарных условиях) и отмечает следующее.
Законопроект направлен на установление дополнительных гарантий создания комфортных условий пребывания детей-инвалидов в медицинской организации при оказании им медицинской помощи в стационарных условиях.
Законопроектом предполагается внести изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), предусматривающие предоставление одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю ребенка-инвалида права на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, в том числе с предоставлением бесплатного спального места и питания, в течение всего периода лечения независимо от возраста.
Комитет отмечает, что в настоящее время согласно части 3 статьи 51 Федерального закона N 323-ФЗ одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.
Принимая во внимание заключение Правительства Российской Федерации на данный законопроект, в настоящее время отсутствует перечень медицинских показаний, позволяющих одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю воспользоваться правом на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода независимо от возраста ребенка, предусмотренное пунктом 3 статьи 51 Федерального закона N 323-ФЗ. В этой связи законопроект следует дополнить положением о том, что порядок формирования и утверждения перечня соответствующих медицинских показаний устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Также согласно пункту 4 части 3 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний.
Из финансово-экономического обоснования к законопроекту следует, что принятие данного Федерального закона повлечет дополнительные расходы, финансируемые за счет средств обязательного медицинского страхования, объем которых зависит от количества случаев госпитализации детей-инвалидов старше четырех лет вместе с одним из родителей, иным членом семьи или законным представителем, а также от стоимости одного случая госпитализации в стационар.
Также при возникновении необходимости дооснащения медицинских организаций зданиями и (или) помещениями для размещения новой категории потребуются средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на создание, реконструкцию или ремонт соответствующих зданий и (или) помещений.
В соответствии с частью 4 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации.
Согласно части 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Согласно финансовому-экономическому обоснованию в целях выделения необходимого финансирования на реализацию законопроекта предлагается установить отлагательный срок начала нового регулирования - с 1 января 2022 года.
По мнению Комитета, необходимо изменить сроки вступления данного законопроекта в силу и установить переходный период для подготовки медицинских организаций к работе с учетом новых требований.
Комитет в своей работе отдает приоритет вопросам охраны здоровья детей, отмечает, что детям-инвалидам в особенности требуется постоянное внимание и забота со стороны государства, непосредственное участие родителей или иных близких при проведении комплекса лечебных и реабилитационных мероприятий, которые они проходят регулярно с определенной периодичностью.
На законопроект получен положительный отзыв Правительства Российской Федерации.
Исходя их вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1244343-7 "О внесении изменений в статьи 51 и 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части совместного пребывания с ребенком-инвалидом в стационарных условиях) и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом изложенных замечаний.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 26 января 2022 года (протокол N 13/1).
Председатель Комитета |
Д.А. Хубезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.