Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 48750-8 "О внесении изменений в статью 83 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
Законопроект подготовлен во исполнение гарантий Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2019 года, предоставленных Союзу европейских футбольных ассоциаций (UEFA) (далее - гарантии Правительства Российской Федерации), по освобождению от уплаты налогов и сборов в связи с подготовкой и проведением финального матча Лиги чемпионов UEFA сезона 2021/22 (далее - Финальный матч) и является "пакетным" к законопроекту N 48724-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект N 48724-8).
Положениями законопроекта устанавливаются налоговые льготы в отношении налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, транспортного налога, налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц, страховых взносов, государственной пошлины.
Так, UEFA и дочерние организации UEFA не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в период по 31 декабря 2022 года (статьи 143, 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Также Российскому футбольному союзу, локальной организационной структуре, коммерческим партнерам UEFA, поставщикам товаров, работ, услуг UEFA, вещателям UEFA предоставляются льготы по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость при осуществлении деятельности, связанной с подготовкой и проведением в Российской Федерации Финального матча (статьи 146, 164, 246, 251, 270, 306, 309 Кодекса).
Указанные организации не признаются плательщиками налога на имущество организаций и транспортного налога в период по 31 декабря 2022 года в отношении используемого ими в целях осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации Финального матча имущества, а также транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности (статьи 357, 373 Кодекса).
Аналогичные налоговые льготы предоставлялись в связи с проведением мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года.
Дополнительно, в целях реализации гарантий Правительства Российской Федерации, положениями законопроекта предлагается распространить указанные льготы на футбольные клубы, являющиеся участниками финального матча Лиги чемпионов UEFA сезона 2021/22 (далее - Футбольные клубы).
Так, не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость связанные с подготовкой и проведением Финального матча операции по реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав Футбольными клубами, не являющимися резидентами Российской Федерации (статья 146 Кодекса). При реализации таким Футбольным клубам товаров, работ, услуг и имущественных прав налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (статья 164 Кодекса).
Футбольные клубы, являющиеся иностранными организациями, не признаются плательщиками налога на прибыль организаций (статья 246 Кодекса). Осуществляемая на территории Российской Федерации деятельность Футбольных клубов, учрежденных, зарегистрированных или основанных за пределами территории Российской Федерации, в связи с мероприятиями по подготовке и проведению Финального матча, не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации (статья 306 Кодекса).
Также Футбольные клубы не признаются плательщиками налога на имущество организаций и транспортного налога в период по 31 декабря 2022 года в отношении используемого ими в целях осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации Финального матча имущества, а также транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности (статьи 357, 373 Кодекса).
Кроме того, поскольку гарантии Правительства Российской Федерации предусматривают освобождение от налогообложения доходов только физических лиц-нерезидентов Российской Федерации, положениями законопроекта освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы физических лиц - нерезидентов, полученные от UEFA, дочерних организаций UEFA, Российского футбольного союза, локальной организационной структуры, Футбольных клубов, коммерческих партнеров UEFA, поставщиков товаров, работ, услуг UEFA, вещателей UEFA в виде выплат по трудовым и гражданско-правовым договорам о выполнении работ (услуг), связанных с мероприятиями по подготовке и проведению в Российской Федерации Финального матча (проектируемый пункт 74 статьи 217 Кодекса).
Следует отметить, что в период проведения чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года освобождались от налогообложения указанные виды доходов всех физических лиц, а не только нерезидентов Российской Федерации (пункт 74 статьи 217 Кодекса).
В этой связи при подготовке законопроекта ко второму чтению полагаем возможным рассмотреть вопрос о распространении проектируемого освобождения также и на физических лиц - резидентов Российской Федерации.
Законопроектом также предлагается не облагать страховыми взносами выплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлеченным для подготовки и проведения Финального матча (новый пункт 9 статьи 420 Кодекса).
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, въезжающим в Российскую Федерацию в связи с мероприятиями по подготовке и проведению Финального матча, предоставляется освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу приглашения, визы, а также продление срока действия визы (статья 333.35 Кодекса).
Действие положений законопроекта распространяется на правоотношения, возникшие с 28 мая 2021 года, поскольку период подготовки к Финальному матчу начался с указанной даты.
Счетная палата Российской Федерации замечаний и предложений к законопроекту не имеет.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении законопроект N 48750-8 "О внесении изменений в статью 83 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.