Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" подготовлен в целях правового регулирования распространения политическими партиями информации о своей деятельности, пропаганды своих взглядов, целей и задач посредством наружной рекламы, рекламы в сети Интернет, и направлен на устранение правовой коллизии при применении антимонопольными органами Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со статьей 26 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия вправе свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи.
При этом в действующем законодательстве не определено понятие политической рекламы. Федеральный закон "О рекламе" не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума регулируется законодательством о выборах.
Отсутствие понятия политической рекламы привело к тому, что политическая реклама возможна только в форме предвыборной агитации, в случае участия политической партии в соответствующих выборах в качестве субъекта выдвижения списка кандидатов, то есть политические партии могут использовать такие рекламные инструменты, как наружная реклама и реклама в сети Интернет, только в определенный промежуток времени, который составляет в среднем 2-3 месяца в течение года (избирательная кампания).
В соответствии с Протоколом N 2 совещания ФАС России и ЦИК России по вопросам, связанным с возможностью размещения предвыборной агитации на рекламных конструкциях от 06 августа 2007 г. в течение агитационного периода политическая реклама, то есть предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума, может размещаться на рекламных конструкциях в соответствии с избирательным законодательством. В период до начала и в ходе избирательной кампании информация, включающая сведения о политических партиях и иных избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, не содержащая признаков предвыборной агитации, допускается к размещению на рекламных конструкциях на условиях социальной рекламы.
То есть, в остальной период времени информация, включающая сведения о политических партиях и иных избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, не содержащая признаков предвыборной агитации, допускается к размещению на рекламных конструкциях на условиях социальной рекламы. Вне агитационного периода также запрещается политическая реклама в сети Интернет.
При этом в субъектах Российской Федерации сложилась противоречивая правоприменительная практика касательно размещения наружной рекламы политических партий на условиях социальной рекламы: в одном случае антимонопольный орган не запрещает размещение такой рекламы и не предпринимает никакие меры реагирования; в другом случае по решению антимонопольного органа такая реклама подлежит демонтажу. Также имеются случаи наложения антимонопольным органом крупных административных штрафов (от ста тысяч до пятисот тысяч рублей) на политические партии и их региональные отделения за размещение наружной рекламы, которая не соответствует требованиям к социальной рекламе.
Учитывая, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения являются некоммерческими организациями, не имеющими основной целью своей деятельности извлечение прибыли, то уплата такого административного штрафа является обременительным, в случае его наложения.
Кроме того, требование о размещении политическими партиями наружной рекламы на условиях социальной рекламы фактически лишает их права на свободное распространение информации о своей деятельности, а также пропагандировать свои взгляды, цели и задачи, так как данные условия не позволяют этого сделать.
В связи с этим предлагается законодательно закрепить понятие политической рекламы с тем, чтобы политические партии могли свободно использовать все возможные рекламные инструменты для распространения информации о своей деятельности и пропаганды своих взглядов вне агитационного периода.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.