Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры
по проекту федерального закона N 1222896-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(о совершенствовании законодательства о концессионных соглашениях и государственно-частном партнерстве в сфере осуществления регулярных перевозок)
внесен Правительством Российской Федерации
Комитетом Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рассмотрен проект федерального закона N 1222896-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Нормы законопроекта обеспечивают синхронизацию процедур заключения концессионного соглашения или соглашения о государственном частном партнерстве, предусматривающих реконструкцию или строительство объектов транспортной инфраструктуры городского наземного электрического транспорта (далее - ГНЭТ) и допуска к перевозкам пассажиров по маршрутам регулярных перевозок ГНЭТ посредством внесения корреспондирующих норм в Федеральные законы "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях), "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ГЧП) и "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации регулярных перевозок), что необходимо для обеспечения гарантий инвесторов по возврату вложенных средств.
Рассмотрев законопроект, Комитет полагает необходимым отметить следующее:
в законопроекте необходимо уточнить объекты концессионного соглашения, подпадающие под предлагаемые формулировки. Во всех трех законах, нормы, определяющие состав этих объектов различаются. Используемые понятия транспорта общего пользования, инфраструктуры транспорта общего пользования, не определены как в самих законопроектах, так и в законодательстве Российской Федерации. При этом, электробусы, к объектам указанных соглашений в Законе об организации регулярных перевозок не отнесены, при том, что это целесообразно вследствие необходимости создания инфраструктуры зарядки их аккумуляторов, в том числе в процессе перевозок.
По аналогии с Законом о ГЧП, в Законе о концессионных соглашениях из объектов концессионного соглашения целесообразно исключить метрополитен.
Нормы статьи 9 Закона о концессионных соглашениях не ограничивают сроки контроля выполнения соглашения, что на практике приводит к контролю только по окончанию соглашения.
Целесообразно, установить этапы отчетности со сроком не превышающем один год, а в случае, если концессионным соглашением предусматривается осуществление регулярных перевозок пассажиров, с учетом их социальной значимости, один квартал с оформлением предусмотренных законом актов контроля и публикацией результатов выполнения соглашения.
В пункте 2 статьи 1, а также статьи 3 законопроекта предусмотрена возможность допуска в качестве третьего лица концессионного соглашения субъекта Российской Федерации. Указанный случай, а также право субъекта Российской Федерации выступать в качестве самостоятельной стороны соглашения целесообразно дополнить случаями реализации соглашения за счет бюджетного кредита, предоставляемого из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации и (или) за счет бюджетного кредита, предоставляемого из бюджета субъекта Российской Федерации бюджету муниципального образования.
Законопроектом организация регулярных перевозок по регулируемым тарифам в дополнении к контрактам, предусматривается также на основании концессионного соглашения или соглашения о государственном или муниципальном партнерстве. Соответственно, целесообразно в типовых условиях таких соглашений установить равные требования, условия и штрафные санкции при выполнении контрактов и соглашений. Также, учитывая длительные сроки, на которые будут заключаться соглашения, в указанных типовых условиях необходимо предусмотреть право сторон на изменение перечня и основных параметров маршрутов, что не предусмотрено законопроектом.
При перевозках по нерегулируемым тарифам, допускаемым законопроектом, возникают риски непредвиденных убытков инвестора от перевозок по тарифам, им установленным, что может повлиять на результат исполнения проекта. Учитывая отсутствие обоснования целесообразности организации регулярных перевозок ГНЭТ по нерегулируемым тарифам, социальную значимость таких перевозок и, как правило, их убыточность, а также возникающую в этом случае неопределенность в определении размеров субсидий, в том числе на реализацию проекта, право на осуществление перевозок по нерегулируемым тарифам целесообразно исключить.
Законопроектом предусматривается ограничение полномочий органов власти по установлению регулируемых тарифов на перевозки НГЭТ, являющихся объектом соглашения выше тарифов, установленных для перевозок автобусами. Учитывая отсутствие практики и стимулов к таким действиям органов власти, ограничения их полномочий избыточно и не обосновано.
Законопроектом не предусматривается предоставление карт маршрута концессионеру или частному партнеру, при перевозках по регулируемым тарифам, что представляется необходимым. Законом об организации регулярных перевозок установлено, что карта является документом, содержащим сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В целом, учитывая актуальность предлагаемых изменений в действующее законодательное регулирование, Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1222896-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом доработки ко второму чтению согласно предложениям.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.