Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 46702-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования порядка уплаты налогов),
внесенный депутатами Государственной Думы А.М. Макаровым, О.Н. Ануфриевой, Л.Я. Симановским, Г.Я. Хором, Н.А. Орловой, В.М. Резником
(первое чтение)
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях упрощения порядка уплаты налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - налоги), и совершенствования налогового администрирования.
В качестве мер, направленных на достижение поставленных целей, законопроектом предлагается:
внедрение института единого налогового счета, открываемого каждому плательщику в Федеральном казначействе, куда налогоплательщики смогут перечислять единый налоговый платеж;
вместо существующей в настоящее время обязанности заполнения плательщиками большого количества платежных поручений на перечисление каждого вида налога с огромным количеством реквизитов осуществлять уплату налогов посредством перечисления единого налогового платежа, указывая в платежных поручениях только суммы платежа и ИНН налогоплательщика;
самостоятельное зачисление налоговым органом единого налогового платежа в счет исполнения обязанностей плательщика по уплате налогов;
введение совершенно новой системы учета подлежащих уплате и уплаченных налогов, позволяющей формировать единое сальдо расчетов на едином налоговом счете налогоплательщика в качестве результата исполнения налогоплательщиком обязательств перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, что позволит исключить одновременно наличие задолженности и переплаты у налогоплательщика по разным видам налогов;
взыскание общей суммы задолженности, что исключит применение налоговыми органами избыточных обеспечительных мер к налогоплательщикам;
новый порядок работы с банками при взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщиков в банках, предусматривающий ведение реестра решений о взыскании задолженности и поручений налоговых органов на перечисление сумм задолженности;
установление сокращенных сроков возврата налогоплательщику сумм денежных средств в размере положительного сальдо его единого налогового счета;
установление единых сроков уплаты налогов.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, введение института единого налогового счета планируется одновременно с расширением сервисных возможностей Федеральной налоговой службы - онлайн доступности для плательщиков детализации начислений и уплаты налогов, а также дальнейшей интеграции с IT-платформами плательщиков в этой части.
Вступление в силу предлагаемых законопроектом изменений предусматривается с 1 января 2023 года.
Поскольку реализация положений законопроекта позволит создать для налогоплательщиков более комфортные условия для исполнения обязанности по уплате налогов, сократит издержки субъектов, участвующих в расчетно-кассовых операциях, время оформления расчетных документов, количество документов, формируемых налоговым органом для сальдирования расчетов по разным видам платежей, а также позволит обеспечить понятное и простое состояние расчетов плательщика с бюджетом при минимальном количестве ошибок как со стороны плательщиков, так и налоговых органов, концепция законопроекта Комитетом поддерживается.
Следует отметить, что в предварительных экспертных обсуждениях концепция новой системы учета также была положительно оценена экспертным и бизнес сообществом. Так, по мнению основных бизнес объединений, механизм, при котором налоговый орган на основе имеющихся у него документов и информации самостоятельно засчитывает единый налоговый платеж в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате налогов, в том числе на основании информации, представляемой в некоторых случаях плательщиком, позволит существенно сократить временные издержки на уплату налогов и упростить их администрирование.
Поддерживая концептуально идею внедрения единого налогового платежа в современную налоговую систему России, в целях достижения вышеуказанных целей, по мнению Комитета, отдельные положения законопроекта нуждаются в дополнительном обсуждении, в частности:
1) изменение установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) сроков представления налоговых деклараций (расчетов) практически по всем видам налогов (либо по некоторым видам операций, облагаемым этими налогами) и их уплаты в целях установления единых дат (20 и 25 число месяца, следующего за отчетным), поскольку это может существенно усложнить задачу налогоплательщика по корректному исчислению налогов и привести к увеличению нагрузки на обе стороны налоговых правоотношений (как на налогоплательщиков, так и на налоговые органы) вследствие увеличения количества представляемых уточненных налоговых деклараций (расчетов). Особую обеспокоенность бизнеса вызывает сокращение сроков представления расчетов по НДС, НДФЛ и страховым взносам, а также сроки представления в налоговые органы нового вида документации - уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов;
б) порядок расчета суммы пеней на сумму недоимки;
в) исключение из Налогового кодекса такой гарантии налогоплательщикам, как проценты, начисляемые им в случае излишнего взыскания налоговыми органами сумм налогов;
г) порядок предъявления налоговым органом требований к расчетным счетам налогоплательщика без установления очередности взыскания по нескольким счетам с целью исключения возможности неоднократного списания одной и той же суммы недоимки с разных счетов;
д) обоснованность расширения объекта обложения страховыми взносами за счет выплат компенсационного или социального характера;
е) исключение из Налогового кодекса положений, регулирующих порядок работы налоговых органов с ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков и порядок уплаты им налога на прибыль организаций (указанные положения предлагается доработать, в том числе с точки зрения необходимости установления переходных положений, либо исключить их из текста данного законопроекта и рассмотреть в рамках самостоятельной законодательной инициативы);
ж) приведение терминологии Налогового кодекса в соответствие с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (законопроект решает эту проблему, но только частично).
Комитет также предлагает на этапе подготовки законопроекта ко второму чтению рассмотреть вопрос о возможности его дополнения поправками, необходимыми в целях приведения терминологии норм федерального законодательства, устанавливающих требование об отсутствии у заявителя недоимки по налогам, сборам и задолженности по иным обязательным платежам, пеням, штрафам, в соответствие с изменениями, предлагаемыми законопроектом в части внедрения в сферу налоговых правоотношений института налогового счета.
Кроме того, Комитет считает целесообразным до вступления в силу предлагаемых законопроектом изменений вернуться к рассмотрению их положений с целью анализа необходимости их уточнения с учетом первых результатов проведения эксперимента по добровольному использованию налогоплательщиками особого порядка уплаты (перечисления) налогов посредством уплаты единого налогового платежа.
Правительство Российской Федерации поддерживает принятие законопроекта. В то же время оно предлагает дополнительно проработать положения, регламентирующие порядок принудительного исполнения решений налоговых органов в целях исключения возможных рисков возникновения конкуренции норм Налогового кодекса и Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также урегулировать вопросы переходных положений в отношении исполнительных производств, возбужденных до проектируемого срока вступления законопроекта в силу.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, отдельные положения законопроекта требуют доработки ко второму чтению, в частности, вопрос определения для участников консолидированной группы налогоплательщиков порядка уплаты налога на прибыль организаций по итогам 2022 года.
К законопроекту поступили положительные отзывы 10 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 34 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 46702-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.