Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 10 февраля 2022 г. N 3.5-04/132
по Федеральному закону "О внесении изменения в статью 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике"
(проект N 22629-8)
Комитет рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменения в статью 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 26 января 2022 года, и по вопросам своего ведения отмечает следующее.
Проект федерального закона был разработан Правительством Российской Федерации в целях снятия ограничений, определенных действующим законодательством, по включению в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Подобное технологическое присоединение, как правило, осуществляется субъектами малого и среднего бизнеса.
В настоящее время плата за технологическое присоединение к электрическим сетям заявителей с энергопринимающими устройствами мощностью до 150 кВт не покрывает экономически обоснованных затрат сетевых компаний на создание электросетевой инфраструктуры.
В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики действуют особенности формирования платы за технологическое присоединение в отношении объектов малого и среднего бизнеса, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых не более 150 кВт.
Для указанной категории заявителей с 1 октября 2017 года в состав платы за технологическое присоединение не включаются расходы, связанные со строительством таких объектов электросетевого хозяйства.
При этом часть затрат на строительство объектов электросетевого хозяйства компенсируется путем включения данных расходов при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и распределяются между всеми потребителями услуг по передаче электрической энергии, что не стимулирует заявителей оптимизировать величину присоединяемых максимальных мощностей и приводит к избыточной тарифной нагрузке на потребителей. Так, ежегодно сохраняется стабильный спрос на технологическое присоединение со стороны объектов малого и среднего бизнеса (460 тыс. заявок мощностью 7 ГВт), в то время как фактически потребляемая мощность остается на уровне не более 20%.
В отдельных субъектах Российской Федерации инвестиционные затраты на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей не включены в полном объеме в тариф на услуги по передаче электрической энергии ввиду установленного предельного роста сетевых тарифов.
Согласно Закону с 1 января 2023 года в состав платы за технологическое присоединение будет в полном объеме включаться инвестиционная составляющая на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства, а с 1 июля 2024 года - на покрытие расходов на развитие существующей инфраструктуры.
При этом Законом закрепляется право органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов уменьшать размер включаемой в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в том числе дифференцированно по группам заявителей (энергопринимающих устройств), определяемым Правительством Российской Федерации, при условии компенсации сетевой организации разницы между размером платы, и размером соответствующей платы, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Также Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по установлению особенностей определения и применения платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей максимальной мощностью не более 15 кВт включительно и применения этой платы, а также по установлению размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей максимальной мощностью не более 150 кВт.
Комитет полагает целесообразным проведение мониторинга реализации положений Закона, в том числе в части принимаемых в его исполнение нормативных правовых актов.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "Об электроэнергетике".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.