Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 74417-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части регулирования обращения с вторичными ресурсами"
Настоящий проект федерального закона разработан во исполнение подпункта "г" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента в сфере регулирования обращения с отходами от 15.11.2017 N Пр-2319, а также в соответствии с пунктом 1.1 Плана мероприятий ("Дорожной карты") по введению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко 01.06.2020 N 4586п-П11 и направлен на установление новых понятий и положений, реализация которых обеспечит развитие системы обращения с вторичными ресурсами.
Законопроектом вводятся новые понятия: "вторичные ресурсы" и "вторичное сырье".
Вторичные ресурсы определяются как виды отходов, и регулирование обращения с ними планируется осуществлять в соответствии с положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Вторичное сырье определяется в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" как продукция, регулирование обращения с ним планируется осуществлять в соответствии с положениями Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" и Федеральным законом "О техническом регулировании". При этом предлагается разработать информационно-технические справочники по вторичному сырью, в которых будут содержаться систематизированные данные в области получения вторичного сырья.
Законопроектом также предлагается ввести в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" новую статью " Требования при обращении с побочными продуктами производства". Положения данной статьи учитывают существующую практику, когда получаемый в производственной деятельности побочный продукт не является отходом, а используется в качестве сырья в собственном производстве или для потребления в качестве готовой продукции.
Предлагается установить, что юридические лица и индивидуальные предприниматели самостоятельно осуществляют отнесение веществ и предметов к отходам либо к побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения таких веществ и предметов в федеральный классификационный каталог отходов, за исключением отдельных веществ и предметов, которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Складирование побочных продуктов производства должно осуществляться с соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных требований законодательства Российской Федерации.
При этом побочные продукты производства признаются отходами в следующих случаях:
при их размещении в объектах размещения отходов;
неиспользования побочных продуктов в качестве сырья в собственном производстве или путем передачи иным лицам в качестве продукции по истечении трехлетнего срока с момента отнесения веществ и предметов к побочным продуктам производства.
Трехлетний срок устанавливается исходя из следующего.
Описание технологического процесса производства содержит технологические карты и регламенты организации процесса производства, включающие, в том числе, информацию о стадиях образования отходов и побочных продуктов, о местах их складирования и о производственных мощностях помещений, используемых для складирования. Такие мощности не безграничны. Трехлетний срок определен исходя из разумного срока накопления побочных продуктов для целей использования их в производстве или возможности реализации для нужд других производителей.
В случаях, когда побочные продукты производства признаются отходами датой признания побочных продуктов производства отходами является дата отнесения веществ и предметов к побочным продуктам производства, что влечет для собственника отходов обязанность исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с требованиями Федерального закона "Об охране окружающей среды".
В целях стимулирования деятельности по вовлечению вторичных ресурсов в хозяйственный оборот законопроектом предлагается устанавливать перечни видов товаров, работ, производство, выполнение которых допускается только с использованием определенной доли вторичных ресурсов в их составе, и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству, выполнению, об установлении перечней веществ и предметов, образуемых в результате хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства, а также видов продукции, производство и использование которой не допускается, в случае если в результате производства или потребления такой продукции образуются неперерабатываемые или трудноперерабатываемые отходы. Вступление в силу данной нормы предусмотрено с 1 марта 2023 г.
Проектом закона вносятся изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в части особенностей исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае признания побочных продуктов производства отходами (с установленного проектом закона момента). В частности, вносятся изменения в статьи 16.1 (конкретизация плательщика платы), 16.2 (особенности определения платежной базы), 16.3 (установление дополнительного коэффициента) и 16.4 (особенности внесения платы, квартальных авансовых платежей, и представления декларации о плате).
При установлении дополнительного коэффициента, равного 52, для исчисления платы за установленный трехлетний период, в течение которого предоставлена возможность реализации или использования побочных продуктов производства, был принят во внимание срок, установленный Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" для накопления отходов (11 месяцев), которыми в результате такого неиспользования признаются побочные продукты производства.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона позволит достичь цели государственных программ и национальных проектов в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения. В частности, принятие федерального закона позволит обеспечить выполнение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных в Указе Президента Российской Федерации N 474 от 21 июня 2020 г., в части комфортной и безопасной среды для жизни по созданию "устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза".
Проектом закона предусмотрен особый порядок вступления в силу, необходимый для разработки и принятия подзаконных актов, в том числе для разработки ИТС по ВС. Закон вступает в силу с 1 сентября 2022 г. Для отдельных положений закона предусмотрено отсроченное вступление в силу:
с 1 марта 2023 г. - для подготовки перечней видов продукции (товаров), работ, производство, выполнение которых осуществляется с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе, и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству, выполнению; установления критериев, характеризующих пригодность (годность) к утилизации товаров, упаковки, материалов, используемых для производства продукции (товаров, упаковки), а также перечни видов продукции (товаров), производство и использование которых не допускается, в случае, если в результате производства или потребления такой продукции образуются неперерабатываемые или трудноперерабатываемые отходы, поскольку создание таких перечней требует исследование рынка и технологий производства таких товаров;
с 1 января 2030 г. - с учетом необходимости создания инфраструктуры по утилизации вторичных ресурсов, которая позволит обеспечить исполнение запрета на захоронение вторичных ресурсов.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте федерального закона содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие данного нормативного акта не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части регулирования обращения с вторичными ресурсами"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части регулирования обращения с вторичными ресурсами не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части регулирования обращения с вторичными ресурсами"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части регулирования обращения с вторичными ресурсами не потребует внесения изменений в другие федеральные законы.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части регулирования обращения с вторичными ресурсами"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части регулирования обращения с вторичными ресурсами не потребует признания утратившими силу, изменению нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части регулирования обращения с вторичными ресурсами потребует принятие следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении перечней веществ и предметов, образуемых в результате хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства";
ответственный федеральный орган исполнительной власти Минпромторг России, соисполнители - Минприроды России, Минэкономразвития России;
срок подготовки - 90 дней с даты принятия настоящего Федерального закона;
2) постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении перечни видов продукции (товаров), работ, производство, выполнение которых осуществляется с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе, и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству, выполнению.";
ответственный федеральный орган исполнительной власти Минпромторг России, соисполнители - Минприроды России, Минэкономразвития России;
срок подготовки - 90 дней с даты принятия настоящего Федерального закона;
3) постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении критериев, характеризующих пригодность (годность) к утилизации товаров, упаковки, материалов, используемых для производства продукции (товаров, упаковки), а также перечни видов продукции (товаров), производство и использование которых не допускается, в случае, если в результате производства или потребления такой продукции образуются неперерабатываемые или трудноперерабатываемые отходы.";
ответственный федеральный орган исполнительной власти Минпромторг России, соисполнители - Минприроды России, Минэкономразвития России;
срок подготовки - 90 дней с даты принятия настоящего Федерального закона;
4) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по вторичному сырью, графиков их разработки и актуализации.";
ответственный федеральный орган исполнительной власти Минпромторг России, соисполнители - Минприроды России, Минэкономразвития России;
срок подготовки - 90 дней с даты принятия настоящего Федерального закона;
5) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду";
ответственный федеральный орган исполнительной власти Минприроды России;
срок подготовки - 90 дней с даты принятия настоящего Федерального закона;
6) приказ Минприроды России "О внесении изменений в приказ Минприроды России от 10 декабря 2020 г. N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899";
ответственный федеральный орган исполнительной власти Минприроды России;
срок подготовки - 120 дней с даты принятия настоящего Федерального закона (требуется регистрация в Минюсте России).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.