Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 февраля 2022 г. N 5.1-01/360
по Федеральному закону "О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой",
принятому Государственной Думой 22 февраля 2022 года
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 22 февраля 2022 года (N 75578-8).
Названным в Федеральном законе Договором, подписанным в городе Москве 21 февраля 2022 года, устанавливается международно-правовая основа для развития межгосударственных отношений между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой в соответствии с принципами взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, равноправия и невмешательства во внутренние дела, соблюдения и защиты прав человека и основных свобод, добросовестного выполнения международных обязательств, а также другими общепризнанными принципами и нормами международного права.
Договором предусмотрено, что Договаривающиеся Стороны (далее - Стороны) тесно сотрудничают в области внешней политики, укрепления мира, защиты суверенитета, территориальной целостности и обеспечения безопасности Российской Федерации и Донецкой Народной Республики (далее - ДНР), а также прилагают скоординированные усилия для содействия урегулированию региональных конфликтов и иных ситуаций, затрагивающих интересы Сторон, безотлагательно консультируются между собой каждый раз, когда, по мнению одной из Сторон, возникнет угроза нападения на нее, в целях обеспечения совместной обороны, поддержания мира и взаимной безопасности (статьи 2, 3).
В соответствии с Договором Стороны совместно принимают все доступные им меры для устранения угрозы миру, нарушения мира, а также для противодействия актам агрессии против них со стороны любого государства или группы государств и оказывают друг другу необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН (статья 4).
Сферы сотрудничества Сторон, перечисленные в Договоре, содержат положения, касающиеся: неучастия в каких-либо блоках или союзах, направленных против любой из Сторон (статья 6); уважения территориальной целостности Сторон, охраны государственной границы ДНР (статья 7); гражданства (статья 8); признания документов, выданных государственными органами и органами местного самоуправления (статья 9); защиты прав и свобод граждан ДНР со стороны дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации на территориях третьих государств, на которых не имеется представительства ДНР (статья 10); обеспечения свободного въезда граждан своих государств на территории Сторон, их выезда с этих территорий и передвижения по ним (статья 11); принятия Сторонами мер по защите своих граждан от актов насилия, дискриминации или враждебности по причинам их этнической, языковой, культурной или религиозной самобытности, а также по защите их собственности (статья 12); обеспечения защиты этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности национальных меньшинств на своих территориях и создания условия для сохранения и развития этой самобытности (статья 13); правового режима государственного имущества, имущества юридических лиц и граждан одной Стороны, находящегося на территории другой Стороны (статья 14); экономической интеграции и торгово-экономического сотрудничества, объединения энергетических и транспортных систем, взаимоувязывания систем связи и телекоммуникаций (статья 15); поддержания и функционирования финансовой и банковской систем ДНР, исходя из того, что платежным средством на территории ДНР является российский рубль (статья 16).
Кроме того, Стороны закрепили в Договоре обязательства осуществлять сотрудничество по вопросам создания условий для предпринимательской деятельности своих хозяйствующих субъектов, оказания помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций, развития взаимодействия в гуманитарной, социальной и научно-технической сферах, унификации законодательства, борьбы с преступностью (статьи 17 - 24).
Стороны в соответствии со статьей 26 Договора будут уделять особое внимание развитию контактов и сотрудничества между парламентами и парламентариями обоих государств.
Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами (статья 28). Согласно его статье 29 Договор заключается сроком на 10 лет, при этом его действие автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не заявит путем письменного уведомления о своем желании прекратить его действие не позднее чем за шесть месяцев до истечения очередного периода.
Положения Договора имеют рамочный характер. Определено, что в целях его реализации Стороны будут заключать между собой другие договоры и создавать соответствующие координирующие органы (статья 31).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Договор согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Политико-правовой основой для заключения Договора является принятие руководством Российской Федерации решения о признании ДНР в качестве суверенного и независимого государства (Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 года N 71). Российской Федерацией ранее заключались подобные международные договоры с иностранными государствами после осуществления их международно-правового признания со стороны России. В частности, 26 августа 2008 года Российская Федерация признала независимость Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, после чего 17 сентября 2008 года между Российской Федерацией и названными государствами были подписаны договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (ратифицированы Россией 24 ноября 2008 года). Отмечаем, что согласно обычным нормам международного права признание за государством международной правосубъектности, его суверенитета и независимости является суверенным актом признающего государства и не обусловлено соответствующими актами признания со стороны других государств, а также не зависит от позиции международных организаций по данному вопросу. Такое решение признающее государство принимает самостоятельно, руководствуясь собственным усмотрением.
Договор подлежит ратификации на основании подпункта "г" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку его предметом являются вопросы, затрагивающие основы межгосударственных отношений, обороноспособность Российской Федерации, международный мир и безопасность. Также Договор содержит условие о его последующей ратификации.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 8 марта 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.