Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 22 февраля 2022 г. N 3.4-05/181
по Федеральному закону "О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой"
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 22 февраля 2022 года.
Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой (далее - Договор) подписан в г. Москве 21 февраля 2022 года.
Договор направлен на создание международно-правовой основы построения межгосударственных отношений Российской Федерации и Донецкой Народной Республики (далее - Договаривающиеся Стороны).
Договаривающиеся Стороны последовательно руководствуются принципами уважения государственного суверенитета и территориальной целостности, мирного урегулирования международных споров, неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, равноправия и невмешательства во внутренние дела друг друга, соблюдения и защиты прав человека и основных свобод, добросовестного соблюдения международных обязательств, другими общепризнанными принципами и нормами международного права.
Договором регулируются вопросы сотрудничества в области внешней политики, а также в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности (статьи 2, 3, 4, 5, 6, 7).
Договаривающиеся Стороны стремятся к достижению высокой степени интеграции, развивают торгово-экономические, научно-технические связи, принимают меры объединения энергетических, транспортных систем, систем связи и коммуникации (статья 15).
Договаривающиеся Стороны принимают меры по унификации законодательства, включая гражданское, налоговое законодательство, а также законодательство в области социальной защиты населения и пенсионного обеспечения (статья 23).
В Договоре определены основы для сотрудничества в борьбе с преступностью, терроризмом, иными насильственными проявлениями экстремизма, незаконным оборотом наркотиков, незаконной миграцией, другими видами преступлений (статья 24).
При этом Договор по своей правовой природе является рамочным (статья 31). Следующим этапом его реализации станет разработка и заключение соглашений в отдельных сферах сотрудничества и взаимной помощи, таких как: строительство, использование, совершенствование военной инфраструктуры и военных баз (объектов); порядок прохождения государственной границы; урегулирование вопросов двойного гражданства; развитие торгово-экономических, научно-технических и других связей; культура, искусство, образование, туризм, спорт, информационный обмен; здравоохранение и социальное обеспечение; наука и образование.
Российская Федерация принимает эффективные меры для поддержания и функционирования финансовой и банковской систем Донецкой Народной Республики. Платежным средством на территории Донецкой Народной Республики является российский рубль (статья 16).
Договор имеет ярко выраженную гуманитарную направленность. В частности, в нем предусмотрено, что граждане одной Договаривающейся Стороны могут иметь гражданство другой Договаривающейся Стороны на условиях и в порядке, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, гражданство которой приобретается (статья 8). Определяется, что на территории Договаривающихся Сторон признаются документы, выданные их государственными органами и органами местного самоуправления (статья 9). Установлена обязанность Договаривающихся Сторон гарантировать гражданские, политические, социальные, экономические, культурные права и свободы без какой-либо дискриминации, а также защиту и покровительство, в том числе на территории третьих стран (статья 10). В Договоре нашли отражение вопросы правового режима имущества государства, граждан и юридических лиц (статья 14). Договаривающиеся Стороны создают и обеспечивают благоприятные экономические, финансовые и правовые условия для предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, включая защиту инвестиций (статья 17).
Комитет Совета Федерации по международным делам отмечает, что Договор является первым межгосударственным соглашением между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой, заключение которого стало возможным вследствие возникновения международной правосубъектности Донецкой Народной Республики, что в полной мере соответствует принципам, нормам и прецедентам международного права. Донецкая Народная Республика, как признанное государство, обладает суверенитетом, неотъемлемым элементом которого является право заключать международные договоры. В частности, это следует из статьи 6 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, согласно которой "каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры". Ратификация Договора отвечает долгосрочным национальным интересам Российской Федерации и будет иметь целый ряд важных внешнеполитических и правовых последствий, в том числе:
укрепит исторически сложившиеся дружественные отношения между народами;
позволит обеспечить условия для нормальной и безопасной жизни населения Донецкой Народной Республики, обеспечения прав человека и основных свобод;
явится шагом к становлению Донецкой Народной Республики как независимого государства - нового субъекта международного права.
Комитет отмечает также, что в Договоре особое внимание уделено развитию межпарламентского сотрудничества (статья 26), что придаст дополнительный импульс развитию государственности Донецкой Народной Республики.
Договор заключен сроком на 10 лет с автоматическим продлением на пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не заявит о своем желании прекратить его действие, и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.
В соответствии с заключением Правового управления Аппарата Совета Федерации положения Договора соответствуют Конституции России, общепринятым принципам и нормам международного права, согласуются с международными обязательствами Российской Федерации.
В силу статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Договор подлежит ратификации на основании статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку затрагивает основы межгосударственных отношений и содержит условие об обмене ратификационными грамотами.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности поддерживают ратификацию Договора.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой".
Председатель Комитета |
Г.Б. Карасин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.