Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 февраля 2022 г. N 3.1-06/427
по Федеральному закону "О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой"
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 75578-8) был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 22 февраля 2022 года и принят Государственной Думой 22 февраля 2022 года.
Представленный на ратификацию Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой (далее - Договор) был подписан в городе Москве 21 февраля 2022 года.
Договор подтверждает курс Российской Федерации на развитие всестороннего, рассчитанного на перспективу сотрудничества с Донецкой Народной Республикой, налаживание масштабного, многоуровневого взаимодействия.
В соответствии с Договором Стороны обязуются гарантировать лицам, проживающим на их территориях, независимо от их расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного или иного положения, гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы.
Граждане одной Договаривающейся Стороны могут иметь гражданство другой Договаривающейся Стороны на условиях и в порядке, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, гражданство которой приобретается. В целях урегулирования вопросов двойного гражданства Договаривающиеся Стороны заключают отдельное соглашение (статья 8 Договора).
Договор предусматривает, что на территории каждой из Договаривающихся Сторон признаются документы, выданные государственными органами и органами местного самоуправления другой Договаривающейся Стороны (статья 9 Договора).
Каждая из Договаривающихся Сторон будет защищать права своих граждан, проживающих на территории другой Договаривающейся Стороны, оказывать им покровительство и поддержку в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Каждый гражданин Донецкой Народной Республики имеет право на защиту на территории третьего государства, где не имеется представительства Донецкой Народной Республики, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации (статья 10 Договора).
Договаривающиеся Стороны принимают необходимые меры для обеспечения свободного въезда граждан своих государств на территории Договаривающихся Сторон, их выезда с этих территорий и передвижения по ним, обеспечивают общий режим для въезда их граждан в третьи государства и выезда из них. Договаривающиеся Стороны разрабатывают и осуществляют согласованный комплекс мер по регулированию режима въезда граждан третьих государств на их территории и выезда этих граждан с их территорий (статья 11 Договора).
Договаривающиеся Стороны обеспечивают защиту этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности национальных меньшинств на своих территориях и создают условия для сохранения и развития этой самобытности; обеспечивают защиту прав и свобод лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и гарантируют этим лицам право на равенство перед законом и равную защиту со стороны закона без какой-либо дискриминации (статья 13 Договора).
Согласно статье 14 Договора правовой режим государственного имущества, имущества юридических лиц и граждан одной Договаривающейся Стороны, находящегося на территории другой Договаривающейся Стороны, регулируется законодательством Договаривающейся Стороны места нахождения имущества, если иное не предусмотрено соответствующими двусторонними соглашениями между Договаривающимися Сторонами.
Договор заключается сроком на 10 лет, его действие будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не заявит путем письменного уведомления о своем желании прекратить его действие не позднее чем за шесть месяцев до истечения очередного периода.
Договор вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.
Договор подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации. Договор согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации данный Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.