Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 76938-8 "О внесении изменений в статьи 89 и 90 Семейного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 89 и 90 Семейного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения условий жизни, необходимых для развития, воспитания и образования несовершеннолетних детей, а также направлен на предоставление содержания иным членам семьи, нуждающимся в материальной поддержке.
В Семейном кодексе Российской Федерации указана обязанность супругов по взаимному содержанию. В случае отказа супругов материально поддерживать друг друга и отсутствия соглашения между супругами об уплате алиментов право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеет в том числе жена (бывшая жена) в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка. В абзаце третьем пункта 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" указано, что "в случае, если уход за общим ребенком супругов до достижения им возраста трех лет осуществляется отцом ребенка, а мать ребенка устранилась от его воспитания и содержания, исходя из аналогии закона (статья 5 СК РФ) указанный супруг (бывший супруг) вправе обратиться в суд с иском к супруге (бывшей супруге) о предоставлении содержания до достижения ребенком возраста трех лет".
Судебная практика свидетельствует о том, что в последние годы растет число случаев, когда место жительства ребенка определяется с его отцом. На такую тенденцию указали, в частности, Верховный Суд Республики Коми, Пермский краевой суд, Владимирский, Волгоградский и Ярославский областные суды (абзац пятый раздела "Рассмотрение судами дел об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей" Обзора практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июля 2011 года).
Например, во Владимирской области: в 2014 году по 25 делам место жительства ребенка определено с матерью (57%), по 19 делам - с отцом (43%); в 2015 году по 20 делам - с матерью (47%), по 22 делам - с отцом (53%); в 2016 году по 26 делам - с матерью (41%), по 37 делам - с отцом (59%) (Якушев П.А. Споры о детях: традиционные ценности и судебная практика: монография. М.: Проспект, 2018. 144 е.).
Можно привести конкретные примеры определения места жительства ребенка с отцом. Так, определяя место жительства ребенка с отцом, Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в решении от 1 ноября 2016 года обоснованно учел "проявление большей заботы и внимания к ребенку со стороны отца; принял во внимание социальное поведение матери ребенка, которое было не всегда направлено на защиту интересов несовершеннолетнего и создавало неблагоприятный морально-психологический климат в семье; проживание с отцом ребенка его бабушки и дедушки, с которыми сложились гармоничные отношения; длительное проживание ребенка с отцом; условия проживания; отсутствие работы у матери" (дело N 2-1536/2016 // Архив Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области).
На основании изложенного законопроектом предлагается внести изменения в статьи 89 и 90 Семейного кодекса Российской Федерации, предусматривающие:
в случае отказа от материальной поддержки одного супруга другим супругом и отсутствия соглашения между супругами об уплате алиментов право супруга, осуществляющего уход за общим ребенком, требовать в течение трех лет со дня рождения общего ребенка предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами;
право бывшего супруга, осуществляющего уход за общим ребенком, требовать в течение трех лет со дня рождения общего ребенка предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами.
Председатель Архангельского |
Е.В. Прокопьева |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 89 и 90 Семейного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 89 и 90 Семейного кодекса Российской Федерации" не потребует увеличения расходов федерального бюджета.
Председатель Архангельского |
Е.В. Прокопьева |
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 89 и 90 Семейного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 89 и 90 Семейного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Председатель Архангельского |
Е.В. Прокопьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.