Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 77694-8 "О внесении изменений в статью 259.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 259.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "д" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и направлен на создание условий для значительного увеличения вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в рамках национальной цели "Цифровая трансформация".
В настоящее время в целях систематизации российских решений в сфере информационных технологий Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ведет единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - ЭВМ и БД), а Министерство промышленности и торговли Российской Федерации ведет единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для ЭВМ и БД утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236.
Правила формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878.
Информация, содержащаяся в указанных единых реестрах, служит источником для выработки различных мер поддержки отечественных разработчиков и производителей данной продукции.
Настоящим законопроектом предлагается реализовать новые меры поддержки отечественных технологических решений. Данные меры направлены на стимулирование практического внедрения таких решений организациями, осуществляющими свою деятельность в Российской Федерации, и заключаются в следующем.
Предусматривается право организаций - налогоплательщиков налога на прибыль, применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в отношении следующих объектов:
1) нематериальных активов, являющихся исключительными правами на программы для электронных вычислительных машин и базы данных (далее - ЭВМ и БД), включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и БД;
2) амортизируемых основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
Предполагается, что налогоплательщики самостоятельно, исходя из своих экономических потребностей, будут определять конкретный коэффициент, который будет применяться при расчете сумм амортизации.
В результате применения специального коэффициента налогоплательщики - обладатели исключительных прав на российское программное обеспечение и налогоплательщики - собственники российской радиоэлектронной продукции смогут увеличивать суммы начисленной амортизации, которые затем включаются в расходы налогоплательщика, связанные с производством и (или) реализацией.
Ускорение амортизации российской радиоэлектронной продукции и исключительных прав на российское программное обеспечение позволит не только снижать налоговую базу по налогу на прибыль организаций, но и стимулировать производство и приобретение такой продукции.
Также законопроект предусматривает, что в случае, если налогоплательщик пользуется правом, закрепленным в абзаце втором пункта 2 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации и самостоятельно определяет срок полезного использования российского программного обеспечения, то в отношении такого программного обеспечения к основной норме амортизации специальный коэффициент не применяется. Данная норма позволяет налогоплательщику выбирать между двумя механизмами, позволяющими снизить налоговую базу по налогу на прибыль организаций - определением срока полезного использования нематериального актива, который не может быть менее двух лет, или использованием повышенного специального коэффициента к основной норме амортизации.
Принятие законопроекта повлечет за собой снижение налоговой нагрузки для компаний, создающих или использующих собственное российское программное обеспечение, а также для компаний, создающих или приобретающих российскую электронику, и будет способствовать стимулированию экономических отношений на российском рынке информационных технологий.
Процесс администрирования налога на прибыль организаций в высокой степени автоматизирован, поэтому предлагаемые изменения не увеличат административную нагрузку на налогоплательщиков, и не потребуют сдачи дополнительной налоговой декларации в налоговые органы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 259.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 259.3 часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет увеличения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 259.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 259.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 259.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 259.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.