Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 21 февраля 2022 г. N 3.5-03/193
по проекту федерального закона N 20281-8 "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 16 февраля 2022 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в части решения задачи по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику (далее - ККТ). При рассмотрении законопроекта во втором чтении в Государственной Думе в него было внесено 15 поправок, в том числе поправки сенатора Российской Федерации С.Н. Рябухина.
Закон предусматривает проведение с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года эксперимента по введению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - АУСН). В территорию эксперимента Законом включены город федерального значения Москва, Московская и Калужская области, а также Республика Татарстан. В течение срока проведения эксперимента не допускается увеличение налоговых ставок и (или) уменьшение предельного размера доходов.
Новым налоговым режимом смогут воспользоваться организации и индивидуальные предприниматели, годовой доход которых не превышает 60 млн рублей, с численностью наемных работников до 5 человек, состоящие на учете по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в налоговых органах субъектов Российской Федерации, входящих в территорию эксперимента. При этом Законом определен более широкий перечень категорий налогоплательщиков, которые не вправе применять новый налоговый режим, чем предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении упрощенной системы налогообложения. В частности, АУСН не смогут применять налогоплательщики, привлекающие работников для осуществления работ с опасными и вредными условиями труда, привлекающие физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, выплачивающие выигрыши, доходы по ценным бумагам, доходы в натуральной форме, доходы в виде материальной выгоды. Не вправе будут применять АУСН крестьянские фермерские хозяйства, унитарные предприятия, некоммерческие организации, а также организации и индивидуальные предприниматели, применяющие "Единый налоговый платеж".
Переход на АУСН будет осуществляться путем подачи уведомления через личный кабинет налогоплательщика с указанием выбранного объекта налогообложения ("доходы" или "доходы, уменьшенные на величину расходов") либо можно будет уполномочить на это кредитную организацию, включенную в реестр уполномоченных кредитных организаций. Данный реестр будет вести федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и размещать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом с 1 июля 2022 года перейти на АУСН смогут только вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели. Остальные налогоплательщики вправе перейти на АУСН с 1 января 2023 года.
Налогоплательщики, применяющие новый налоговый режим, освобождаются от обязанности подавать в налоговый орган налоговую декларацию, а также расчет по страховым взносам. В соответствии с Законом оплата труда наемных работников будет осуществляться налогоплательщиком только через уполномоченную кредитную организацию, на которую возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц, подлежащего уплате, в бюджет.
Налоговым периодом по АУСН устанавливается календарный месяц. В отношении объекта налогообложения "доходы" налоговая ставка устанавливается в размере 8%, "доходы, уменьшенные на величину расходов" -20%. Также предусматривается минимальный налог в размере 3% от суммы доходов.
Расчет налога по АУСН будет осуществляться налоговыми органами на основании данных учета доходов и расходов, который ведется налогоплательщиком в личном кабинете посредством отражения сведений в отношении доходов и расходов при осуществлении расчетов, по которым применяется ККТ, а также в отношении доходов и расходов при осуществлении расчетов по счетам налогоплательщика, открытым в уполномоченной кредитной организации. Учету подлежат только расходы, осуществленные в безналичной форме или зафиксированные налогоплательщиком с применением ККТ.
Законом устанавливается совокупный тариф страховых взносов для налогоплательщиков, применяющих АУСН, в размере 0%. При этом налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, освобождаются от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Изменения, направленные на реализацию норм Закона, вносятся федеральными законами "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 20492-8), "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (проект N 20283-8), в том числе предусматривающими перераспределение поступлений от налога, взимаемого в связи с применением АУСН, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в целях обеспечения пенсионных прав и прав на получение пособий по обязательному социальному страхованию работников, занятых у налогоплательщиков, применяющих новый специальный налоговый режим.
Таким образом, предусмотренные Законом меры позволят снизить непроизводственные издержки налогоплательщиков в связи с отменой обязанности по представлению отчетности в налоговые органы и государственные внебюджетные фонды.
Закон вступает в силу с 1 июля 2022 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.