Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 февраля 2022 г. N 5.1-01/334
по проекту федерального закона N 20492-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 16 февраля 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 20492-8 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 18 ноября 2021 года "в пакете" с проектами федеральных законов N 20281-8 "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" и N 20283-8 "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Законопроектом предусматривалось внесение в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) изменений, согласно которым перечень специальных налоговых режимов, содержащийся в статье 18 Налогового кодекса, дополнялся новым специальным налоговым режимом "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (в порядке эксперимента).
Также законопроектом предусматривалось установление в Налоговом кодексе ответственности за нарушение порядка передачи сведений о доходах и расходах налогоплательщика, предусмотренного проектом федерального закона N 20281-8 "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения".
Кроме того, в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" законопроектом было предусмотрено внесение изменений в федеральные законы "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", "Об основах обязательного социального страхования" и "О страховых пенсиях".
При принятии законопроекта во втором чтении он был дополнен целым рядом новых положений, касающихся деятельности международных холдинговых компаний (далее - МХК).
Федеральным законом установлены условия, при соблюдении которых российская организация приобретает статус МХК (новые пункты 1.1 - 1.3 статьи 24.2 Налогового кодекса, а также вносятся изменения в главы 23 и 25 Налогового кодекса, регулирующие налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и налог на прибыль организаций.
В частности, для приобретения статуса МХК необходимо, чтобы российская организация была создана до 1 января 2018 года и место ее нахождения было расположено на территории специального административного района, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края" (далее - Федеральный закон N 291-ФЗ). Кроме того, российской организации для регистрации на территории специального административного района необходимо получить согласие высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого располагалось место нахождения данной организации до его изменения.
В отношении организаций, получивших статус МХК, устанавливаются дополнительные налоговые льготы по НДФЛ и налогу на прибыль организаций в виде пониженных налоговых ставок.
По НДФЛ Федеральным законом устанавливается, что при выплате дохода в виде дивидендов по акциям МХК налоговый агент применяет налоговую ставку в размере 5 процентов на основании документального подтверждения, представленного такой компанией по запросу налогового агента до выплаты дохода о том, что на день принятия решения о выплате дивидендов она одновременно является МХК и публичной компанией, а также являлась публичной компанией по состоянию на 1 января 2018 года.
Глава 25 "Налог на прибыль организаций" Федеральным законом дополняется новой статьей 284.10, определяющей условия применения МХК пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов и 5 процентов.
При этом МХК, применяющая пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, в течение трех лет с 1 января года начала применения таких налоговых ставок обязана осуществить инвестиции в форме капитальных вложений в строительство (реконструкцию) объекта (объектов) социально-культурной, транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной и (или) инженерной инфраструктур на территории того субъекта Российской Федерации, в котором расположено место нахождения МХК, в объеме не менее 300 миллионов рублей.
В целом, поправки, касающиеся получения российскими организациями статуса МХК, направлены на устранение существующего в настоящее время неравенства в сфере налогообложения между иностранными и российскими организациями, поскольку в соответствии с Федеральным законом N 291-ФЗ российские организации не имели возможности регистрироваться на территориях специальных административных районов в Калининградской области и Приморском крае.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем Федеральный закон не учитывает требование пункта 7 статьи 1 Налогового кодекса, согласно которому внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
Предусмотренный статьей 9 Федерального закона порядок его вступления в силу соответствует порядку вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленному пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса.
Реализация положений Федерального закона может повлечь уменьшение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование) и "з" (федеральные налоги и сборы) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "б" и "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается федеральных налогов и финансового регулирования.
Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 3 марта 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.