Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 21 февраля 2022 г. N 3.5-03/192
по проекту федерального закона N 20492-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 16 февраля 2022 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в части решения задачи по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику, и пункта 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 2 - 5 июня 2021 года, утвержденного Президентом Российской Федерации 26 июня 2021 года N Пр-1096. При рассмотрении законопроекта во втором чтении в Государственной Думе в него было внесено 32 поправки, в том числе поправки сенатора Российской Федерации С.Н. Рябухина.
Закон концептуально связан с Федеральным законом "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (проект N 20281-8), предусматривающим проведение с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан эксперимента по введению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - АУСН), и направлен на реализацию норм данного Федерального закона.
Закон дополняет Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ), федеральные законы "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "Об основах обязательного социального страхования", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и "О страховых пенсиях" нормами, предусматривающими введение в порядке эксперимента АУСН, обеспечение прав застрахованных лиц, привлечение к ответственности применяющих АУСН налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений, а также привлечение к ответственности уполномоченных кредитных организаций за нарушение порядка и сроков передачи в налоговый орган информации.
Для страхователей, применяющих АУСН, Законом устанавливается фиксированный размер страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (2 040 рублей в год с ежегодной индексацией с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации) и определяется порядок его уплаты. Такие страхователи также освобождаются от представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Помимо этого, Законом возлагается на налоговые органы обязанность по предоставлению в государственные внебюджетные фонды сведений в отношении работников, занятых у работодателей-налогоплательщиков, применяющих АУСН, в целях исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Для обеспечения пенсионных прав и прав на получение пособий по обязательному социальному страхованию работников, занятых у налогоплательщиков, применяющих АУСН, Законом и Федеральным законом "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (проект N 20283-8) предусматривается финансирование государственных внебюджетных фондов за счет исчисленного налога и трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов.
Помимо этого, Законом дополнен перечень доходов индивидуального предпринимателя, не учитываемых при определении объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения, доходами в виде дивидендов, облагаемыми налогом на доходы физических лиц.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении были внесены поправки, направленные на совершенствование режима специального административного района на территориях о. Октябрьский Калининградской области и о. Русский Приморского края (далее - САР).
Законом вносятся изменения в НК РФ, определяющие правила и условия приобретения (утраты) российской организацией статуса международной холдинговой компании-резидента САР (далее - МХК), а также предусматривающие условия применения такими компаниями пониженных ставок по налогу на прибыль организаций.
Согласно Закону статус МХК российская организация может приобрести при одновременном соблюдении следующих условий: организация создана до 1 января 2018 года и место нахождения ее на момент подачи заявления расположено на территории САР; организация должна представить в налоговый орган по месту постановки на учет установленные НК РФ документы и сведения; отсутствие у высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого располагается организация-соискатель статуса, возражений относительно приобретения данной организацией статуса МХК; контролирующие лица на дату подачи организацией заявления о приобретении статуса МХК стали контролирующими лицами такой организации в период до 1 января 2017 года. К основаниям утраты организацией статуса МХК Законом отнесено принятие этой организацией решения о реорганизации, а также появление нового контролирующего лица в составе контролирующих лиц такой организации в течение 365 дней с даты подачи ею заявления о приобретении статуса МХК. В целях применения МХК пониженных ставок по налогу на прибыль организаций Законом установлено 8 условий, которые должны соблюдаться одновременно. В случае несоблюдения МХК хотя бы одного из условий, сумма налога подлежит перерасчету по общим правилам с уплатой соответствующих пеней на сумму неуплаченного налога.
Данные изменения позволят обеспечить соответствие режима САР требованиям Европейского Союза (далее - ЕС), предъявляемым к добросовестным налоговым практикам. Это позволит избежать отнесения Российской Федерации к "не сотрудничающим юрисдикциям", к которым государства-члены ЕС вправе применять защитные меры административного и правового характера в связи с созданием недобросовестной конкуренции в налоговой сфере.
Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Положения Закона, направленные на реализацию норм Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (проект N 20281-8), вступают в силу с 1 июля 2022 года. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.