Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить единую ставку сбора за пользование объектами животного мира за добычу отдельных массовых видов охотничьих ресурсов - пушных животных и птиц, указанных в статье 11 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте), в размере 600 и 700 рублей, соответственно.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, это нововведение обусловлено соблюдением одного из основных принципов правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов - принципа платности пользования охотничьими ресурсами, установленного статьей 2 Закона об охоте.
Проектируется, что сбор за пользование массовыми видами охотничьих ресурсов будет оплачиваться плательщиком до получения первого в году разрешения на их добычу путем единовременной уплаты суммы сбора, независимо от последующего количества полученных этим плательщиком разрешений на добычу охотничьих ресурсов, при условии, что сроки охоты, установленные в указанных разрешениях, истекают в течение одного года с даты уплаты сбора.
Кроме того, в связи с существенным ущербом, который наносится иным охотничьим ресурсам и сельскохозяйственным животным, законопроектом предлагается установить ставку сбора за добычу волка и шакала в размере 0 рублей. Законопроектом также предусмотрено приведение терминологии, используемой в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в соответствие с Законом об охоте. Уточняются наименования сбора и разрешения, при получении которого уплачивается сбор, а также объект обложения сбором, которые в редакции законопроекта поименованы "сбор за пользование объектами животного мира, отнесенными к охотничьим ресурсам", "разрешение на добычу охотничьих ресурсов", "объекты животного мира, отнесенные к охотничьим ресурсам".
Комитет отмечает проблематичность практического применения положений законопроекта без дополнительной существенной проработки порядка администрирования сбора за пользование массовыми видами охотничьих ресурсов (сбор за право охоты в течение года, действует на всей территории Российской Федерации) по сравнению с действующим порядком администрирования сбора за пользование иными охотничьими ресурсами (сбор за одно животное, действует на территории одного субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.1 Налогового кодекса плательщиками сбора за пользование объектами животного мира (далее - плательщики) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.
Согласно статье 31 Закона об охоте выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов физическому лицу может осуществляться как органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в общедоступных охотничьих угодьях, юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственное соглашение, в закрепленных за ним охотничьих угодьях, а также природоохранными учреждениями, предусмотренными законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, уплачивают сбор за пользование объектами животного мира при получении бланков разрешений на добычу объектов животного мира для последующей их выдачи физическим лицам. Статьей 333.7 Налогового кодекса установлено, что по истечении срока действия разрешения на добычу объектов животного мира организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным разрешениям на добычу объектов животного мира, выданным уполномоченным органом. В этой связи, дополнительного обсуждения требует вопрос, будет ли указанный механизм уплаты сбора организациями и индивидуальными предпринимателями действовать при получении ими бланков разрешений на добычу массовых видов охотничьих ресурсов, а также получат ли юридические лица и индивидуальные предприниматели право на зачет или возврат сумм сбора в случае выдачи разрешений лицам уже уплатившим сбор, поскольку изменений в статью 333.7 Налогового кодекса законопроектом не предусмотрено.
Новой редакцией пункта 1 статьи 333.5 Налогового кодекса устанавливается, что плательщики уплачивают сумму сбора за пользование массовыми видами охотничьих ресурсов до получения первого в соответствующем году разрешения на добычу охотничьих ресурсов, что не согласуется с пунктом 3 указанной статьи, в соответствии с которым уплата сбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу охотничьих ресурсов. Место уплаты сбора за пользование массовыми видами охотничьих ресурсов законопроектом не определяется.
Требует уточнения порядок расчета срока, в который учитывается уплаченный сбор за пользование массовыми видами охотничьих ресурсов. Законопроектом предусмотрено, что уплаченный сбор распространяется в отношении неограниченного количества получаемых в течение одного года с даты уплаты сбора разрешений на добычу охотничьих ресурсов при условии, что сроки охоты, установленные в указанных разрешениях на добычу охотничьих ресурсов, истекают в течение одного года с даты уплаты сбора. Проектируемое условие не учитывает, что сроки охоты указываются не охотниками, а лицами, выдающими разрешения, что может повлечь необходимость повторной уплаты сбора.
Также дополнительной проработки требует вопрос способов и порядка подтверждения физическими лицами, уплатившими сбор, факта произведенной оплаты лицам, выдающим разрешения на добычу массовых видов охотничьих ресурсов в различных регионах Российской Федерации в течение года с даты уплаты сбора.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 333.3 Налогового кодекса ставки сбора за пользование объектами животного мира, такими как харза, степной енот, камышовый кот, глухарь, глухарь каменный, улар кавказский, отнесенные законопроектом к массовым видам охотничьих ресурсов, установлены в размере 100 рублей за одно животное. Включение указанных животных в перечни объектов животного мира, добыча которых облагается по единой ставке 600 или 700 рублей за общее количество объектов животного мира вне зависимости от вида, также требует дополнительного обсуждения.
Изменение наименования сбора потребует внесения корреспондирующих изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Закон об охоте, вместе с тем соответствующие законопроекты на рассмотрение Государственной Думой не поступали.
При подготовке законопроекта ко второму чтению предлагается также рассмотреть вопрос о наделении субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению ставки сбора по отдельным видам охотничьих ресурсов.
Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, являющийся соисполнителей по законопроекту, поддерживает его принятия, в тоже время отмечая вопросы, требующие доработки ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 10375-8 "О внесении изменений в статью 13 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", при условии его доработки ко 2 чтению по высказанным замечаниям.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.