Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 1196076-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Государственным Советом Республики Татарстан
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона N 1196076-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Государственным Советом Республики Татарстан.
1. Законопроектом предлагается возложить на Правительство Российской Федерации полномочия по установлению порядка регистрации домашних животных.
2. Также предлагается возложить на федеральные органы исполнительной власти полномочия по установлению нормативов количества домашних животных, содержащихся в жилом помещении в многоквартирном доме.
3. Кроме того, законопроектом предлагается уточнить места и территории, на которые осуществляется возврат животных без владельцев после проведения соответствующих мероприятий (отлов, вакцинация, стерилизация).
4. Законопроектом также предлагается вернуть возможность содержания животных в пунктах временного содержания.
Изучив представленные по законопроекту материалы, а также поступившие в Комитет заключения, отзывы и предложения, Комитет не может поддержать предлагаемые изменения по следующим основаниям.
1. Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об ответственном обращении с животными) содержит перечень полномочий в области обращения с животными, которыми наделяются Правительство Российской Федерации и федеральные органы государственной власти.
В перечень таких полномочий органов власти не входит обязанность по установлению порядка регистрации домашних животных.
В то же время, следует обратить внимание, что возможность осуществления идентификации и учета животных установлена статьей 2.5 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон "О ветеринарии") ("Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных"). Указанная норма действует с августа 2015 г. Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 апреля 2016 г. N 161. В указанный перечень включены кошки и собаки.
Таким образом, законопроектом предлагается установить порядок регистрации животных, дублирующий уже существующий институт идентификации и учета животных.
2. Относительно установления нормативов количества домашних животных, содержащихся в жилом помещении в многоквартирном доме, Комитет отмечает следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона об ответственном обращении с животными предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Комитет отмечает, что ветеринарными нормами и правилами, на которые следует полагаться при определении предельного количества домашних животных, могут являться также ветеринарные правила содержания животных, обязанность по установлению которых определена статьей 2.4 Закона "О ветеринарии" ("Ветеринарные правила содержания животных"). Указанная норма действует с августа 2015 г.
Согласно указанной статье, ветеринарные правила содержания животных устанавливают требования к условиям содержания животных (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации), а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию животных, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям животных. Ветеринарные правила содержания животных утверждаются применительно к отдельным видам животных и целям их содержания.
Таким образом, правила содержания домашних животных (кошек и собак) могут быть установлены в ветеринарных правилах содержания животных. Указанные правила устанавливает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
3. По вопросу уточнения в законодательстве в области обращения с животными мест и территорий, на которые осуществляется возврат животных без владельцев после проведения соответствующих мероприятий (отлов, вакцинация, стерилизация), Комитет отмечает следующее.
Согласно пункту 7 статьи 18 Федерального закона об ответственном обращении с животными порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют полномочия по установлению дополнительных положений, требований и критериев при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, помимо тех, что установлены в Федеральном законе об ответственном обращении с животными. Данный порядок должен учитывать региональные и иные особенности субъектов Российской Федерации при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В то же время такой порядок должен устанавливаться в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации. Однако, методические указания по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. N 1180, не содержат уточнений на какие территории допускается возвращать животных без владельцев после их отлова и проведения необходимых мероприятий.
Таким образом, вопрос уточнения мест и территорий, на которые допускается возвращать животных без владельцев после их отлова и проведения необходимых мероприятий, может быть урегулирован без внесения изменений в Федеральный закон об ответственном обращении с животными.
4. Что касается предложения вернуть возможность содержания животных в пунктах временного содержания, Комитет отмечает следующее.
Законодательством Российской Федерации не дается определения что является "пунктом временного содержания", его правовой формы и статуса, а также законодательством не предъявляется необходимых требований к таким учреждениям. Также законодательством Российской Федерации не предусмотрен контроль со стороны общественных инспекторов таких мест как пункты временного содержания.
Таким образом, по мнению Комитета, данное положение не отвечает требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, не обеспечивает единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. В то же время, неопределенность содержания законодательного регулирования допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды не поддерживает принятие проекта федерального закона N 1196076-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенного Государственным Советом Республики Татарстан, и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Д.Н. Кобылкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.