Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств), внесенный Правительством Российской Федерации, (далее - законопроект) в части своей компетенции.
Законопроект разработан в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций и предлагает установить дополнительные полномочия Правительства Российской Федерации в текущем году, которые позволят быстро принимать объективные решения и необходимые меры в сложившейся обстановке.
Его реализация в части внесения изменений в законодательство о градостроительной деятельности направлена на поддержание финансовой устойчивости и бесперебойного функционирования строительной отрасли в условиях санкционных ограничительных мер в отношении российской экономики.
Законопроектом предлагается ввести специальные положения в отношении закупок товаров для государственных и муниципальных нужд. В частности предусмотрено, что по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта (предмет договора, цена, срок, порядок оплаты и пр.), заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такие изменения возможны на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно. Порядок и случаи изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия будут определяться Правительством Российской Федерации.
Статьей 4 законопроекта предусмотрено, что особенности осуществления градостроительной деятельности в текущем году в целях стабилизации экономической ситуации в стране будут устанавливаться отдельными федеральными законами.
Также предлагается сохранить уже имеющуюся практику использования средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций для поддержки такими саморегулируемыми организациями своих членов. Правила такой помощи предлагается определить Правительству Российской Федерации.
Расширяются полномочия Правительства Российской Федерации с целью оперативного решения вопросов поддержки застройщиков, а именно предусматривается возможность:
- введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
- установления права всех категорий лиц или отдельных категорий лиц, имеющих разрешения на строительство, срок действия которых истек, продолжать в течение определенного срока осуществление деятельности без получения новых разрешений, переоформления таких разрешений, без продления срока их действия, а также без применения к указанным категориям лиц предусмотренной законом ответственности за осуществление деятельности без разрешения;
- введения моратория на проведение квалификационного экзамена на конкретный срок, продление сроков действия квалификационных аттестатов, выданных по результатам ранее сданных квалификационных экзаменов, установление особенностей проведения и сдачи таких квалификационных экзаменов, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов, а также особенностей ведения реестра квалификационных аттестатов. Это позволит сохранить число уже работающих в строительной отрасли экспертов, осуществляющих экспертизу проектной документации;
- установления особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве;
- установления особенности включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве;
- установления особенности передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства;
- установления особенности и основания перечисления застройщику денежных средств участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, внесенных на эскроу-счета, предусмотренные Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
- установления особенности внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на российские аналоги при условии, что такая замена не приводит к увеличению сметной стоимости строительства. В случае увеличения сметной стоимости строительства проводится государственная экспертиза проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства. При этом срок проведения такой экспертизы не может превышать 14 рабочих дней;
- установления особенности и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе в части оценки соответствия проектной документации объектов капитального строительства требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, без дополнительного проведения государственной экологической экспертизы, государственной историко-культурной экспертизы;
- особенности подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию, размещения сведений в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
Предлагаемые изменения будут способствовать принятию быстрых и неотложных мер государственного реагирования, что необходимо для поддержания внутренней экономики страны, в том числе эффективного функционирования строительного комплекса.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в пределах установленных полномочий поддерживает проект федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.