Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 3 марта 2022 г. к решению Комитета N 19/2
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Законопроект призван
- защитить финансовые интересы российских субъектов экономики, граждан и юридических лиц;
- предоставить возможность российскому экономическому рынку сохранить устойчивость, дать возможность противостоять жесткому давлению, фактической блокаде со стороны недружественных иностранных государств и международных организаций;
- восполнить ущерб, нанесенный разрывом стабильных, плодотворных и многолетних экономических связей;
- создать условия, позволяющие в дальнейшем максимально нивелировать негативное воздействие на российскую экономику.
С этой целью законопроектом проектируется ряд мер.
1. Перестрахователь (страховщик) будет обязан передавать в перестрахование Национальной перестраховочной компании 50% 1 обязательств по страховой выплате по основным договорам страхования. Это позволит Национальной перестраховочной компании сформировать в течение ближайших нескольких лет дополнительный капитал для покрытия катастрофических событий и обеспечит альтернативные возможности перестрахования для российских страховщиков.
2. Продлевается на период с 1 марта 2022 года до 30 сентября 2022 года действие предусмотренных Федеральным законом от 03.04.2022 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" "кредитных каникул" с возможной дальнейшей пролонгацией по решению Правительства Российской Федерации. При этом условия реализации "кредитных каникул" остаются аналогичными уже предусмотренным в российском законодательстве, а реализация заемщиком своего права на "кредитные каникулы" до 30 сентября 2020 года не лишает его права обратиться с аналогичным требованием в период с 1 марта 2022 года до 30 сентября 2022 года повторно.
3. С целью предотвратить негативные последствия для клиентов - физических лиц банков, против которых были введены санкции, предусматривается право таких клиентов открыть банковский счет (вклад) в иностранной валюте в ином банке без своего присутствия, если счет (вклад) открывается для перевода валюты из банка, подвергшегося санкционным мерам, в иной банк и одновременно происходит передача сведений, установленных при проведении идентификации такого клиента - физического лица.
4. На период до 31 декабря 2022 года законопроектом существенно расширяются полномочия Банка России.
Так, Совет директоров Банка России получает право в случае существенного изменения рыночных условий, влияющих на значение полной стоимости кредита (далее - ПСК) устанавливать периоды, в течение которых ограничения по значению ПСК по отдельным группам кредитов на момент заключения договора потребительского кредита (займа) не применяется.
Также Банк России наделяется полномочиями вводить регуляторные и надзорные послабления в части размера собственных средств (капитала), показателей деятельности 2, сроков подачи отчетности, раскрытия информации 3 и т.д.
В целях обеспечения финансовой стабильности по решению Комитета по банковскому надзору или Комитета по финансовому надзору Банк России на срок до 6 месяцев получит право приостанавливать (ограничивать) проведение отдельными финансовыми организациями операций и сделок, устанавливать ограничивающие риски нормативы, вводить иные показатели деятельности финансовых организаций, в том числе на индивидуальной основе.
5. Положения о сроке действия установленных Банком России страховых тарифов (предельных размеров базовых ставок страховых тарифов, установленные пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и пунктом 5 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" не применяются до 31 декабря 2022 года.
6. Законопроектом до 31 декабря 2022 года вводится специальный режим корпоративных отношений, направленный на снижение уровня волатильности стоимости акций публичных акционерных обществ (далее - ПАО). ПАО будут вправе приобретать размещенные ими акции при условии, если целью не является сокращение количества акций, если:
- эти акции допущены к организованным торгам
- средневзвешенная цена приобретаемых акций за любые 3 месяца после 1 февраля 2022 года снизилась на 20% и более по сравнению с аналогично определенной ценой за любые 3 месяца после 1 января 2021 года
- значение основного индекса фондового рынка, рассчитанное организатором торговли за любые 3 месяца после 1 февраля 2022 года, снизилось на 20% и более по сравнению с аналогично определенным за любые 3 месяца после 1 января 2021 года
- акции приобретаются на организованных торгах на основании заявок, адресованных неограниченному кругу участников торгов;
- приобретение акций осуществляется брокером по поручению публичного акционерного общества.
При доработке законопроекта ко второму чтению Комитет предлагает дополнительно обсудить вопрос о целесообразности увеличения с 10% до 50% передаваемых РНПК в перестрахование обязательств по страховой выплате по основным договорам страхования, в отношении которых не введены ограничения, связанные с решениями органов иностранных государств или международных организаций и препятствующие их перестрахованию за пределами территории Российской Федерации (пункт 2 статья 16 законопроекта), в части возможного влияния такого изменения на финансовую устойчивость российских страховщиков. Также необходимо проанализировать финансовую устойчивость РНПК в части достаточности источников ресурсов для перестрахования санкционных рисков.
Также Комитет при внесении изменений в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (статья 16 законопроекта) считает целесообразным обсудить вопрос о купировании рисков вывода денежных средств через иностранные перестраховочные организации и иностранных брокеров. При отсутствии прямого запрета на иностранное перестрахование страховые организации могут направлять денежные средства иностранным перестраховщикам и брокерам стран, которые ввели санкции в отношении Российской Федерации, не имея реальных гарантий выплат в счет возмещения убытков в связи с вводимыми санкциями. Кроме того, при перестраховании за рубеж направляется информация об активах российских стратегических компаний и происшествиях с ними, что в текущей ситуации представляет угрозу национальным интересам Российской Федерации.
В этой связи Комитет предлагает дополнить статью 16 законопроекта, вносящую изменения в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации", нормой, устанавливающей запрет на передачу в перестрахование иностранным страховым и перестраховочным организациями, иностранным страховым брокерам обязательств по основным договорам страхования, за исключением случаев, которые могут устанавливаться Банком России.
Комитет, всецело поддерживая принятие законопроекта, одновременно отмечает острую актуальность предлагаемых законопроектом мер. В связи с этим считает целесообразным рассмотрение и принятие законопроекта Государственной Думой в первоочередном порядке.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
------------------------------
1 В настоящее время 10%
2 В т.ч. значения нормативов и показателей, требования к составу и структуре активов, порядку расчета и размеру собственных средств (капитала)
3 Могут быть установлены более мягкие сроки раскрытия информации в форме отчета эмитента, списков аффилированных лиц, сроки составления и предоставления отчетности и др.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.