Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 февраля 2022 г. N 5.1-01/326
по Федеральному закону "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 16 февраля 2022 года
Проект названного Федерального закона (N 37939-8) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 13 декабря 2021 года.
Федеральным законом в целях создания необходимых условий для сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения предусматривается проведение эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов (далее - эксперимент) на территории Сахалинской области с 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2028 года, а также на территориях иных субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент путем внесения изменений в Федеральный закон.
Устанавливается, что целью эксперимента является достижение углеродной нейтральности на территории проведения эксперимента, а задачами - стимулирование внедрения технологий сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения, формирование системы независимой верификации, а также создание системы обращения углеродных единиц и единиц выполнения квоты.
Закрепляется, что утверждать программу проведения эксперимента, включающую в себя комплекс мер социально-экономического развития, направленных на сокращение уровня выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения, ожидаемый срок достижения участником эксперимента углеродной нейтральности, будет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента с учетом результатов общественного обсуждения проекта указанной программы. Уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - участника эксперимента будет осуществляться мониторинг реализации программы проведения эксперимента, отчет о результатах которого будет представляться высшему исполнительному органу субъекта Российской Федерации - участника эксперимента и координатору эксперимента - федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Устанавливается, что после окончания срока реализации программы проведения эксперимента координатор эксперимента в течение трех месяцев представляет доклад в Правительство Российской Федерации.
Предусматривается ежегодное осуществление инвентаризации выбросов и поглощений парниковых газов на территории участника эксперимента уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Сведения о результатах инвентаризации будут включаться в региональный кадастр парниковых газов, который подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в части описания выбросов и поглощений парниковых газов.
Устанавливаются порядок квотирования выбросов парниковых газов в рамках проведения эксперимента для региональных регулируемых организаций (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, хозяйственная и иная деятельность которых осуществляется на территории участника эксперимента и сопровождается выбросами парниковых газов), порядок отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к региональным регулируемым организациям и представления региональными регулируемыми организациями углеродной отчетности.
За превышение установленной квоты предусматривается взимание платы, ставки, правила исчисления и взимания которой будут устанавливаться Правительством Российской Федерации и которая будет перечисляться в бюджет субъекта Российской Федерации - участника эксперимента и использоваться в целях финансирования мероприятий, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения, а также на развитие научно-исследовательской деятельности в области создания (развития) технологий сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения. Закрепляется, что несвоевременное или неполное внесение вышеуказанной платы регулируемыми организациями, обязанными вносить такую плату, влечет за собой уплату пеней.
Кроме того, предусматриваются порядок верификации сведений о массе выбросов и поглощений парниковых газов, а также сведений о выполнении (невыполнении) квоты, порядок обращения и зачета единиц выполнения квоты, а также экономические и финансовые механизмы, стимулирующие сокращение выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения.
Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - участников эксперимента наделяются отдельными полномочиями в целях проведения эксперимента.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "ж" (финансовое регулирование), "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "д" (охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности), "к" (административное законодательство и законодательство об охране окружающей среды) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Реализация Федерального закона повлечет принятие подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования, предусмотренные пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации. Рассмотрение Федерального закона в Совете Федерации должно быть начато не позднее 3 марта 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.