Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 1 марта 2022 г. N 3.5-03/233
по Федеральному закону "О внесении изменений в статьи 14 и 14.2 Федерального закона "О национальной платежной системе" и статьи 1.1 и 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
(проект N 1119605-7)
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 14 и 14.2 Федерального закона "О национальной платежной системе" и статьи 1.1 и 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 февраля 2022 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен депутатом Государственной Думы А.К. Луговым с целью предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям возможности зачислять наличную выручку на свои счета через банкоматы любых банков.
Федеральный закон предоставляет право операторам по переводу денежных средств (кредитной организации, небанковской кредитной организации) на основании договора привлекать банковского платежного агента (банковского платежного субагента), который может с применением банкоматов принимать от юридического лица, индивидуального предпринимателя наличные денежные средств в целях их зачисления на банковские счета. До настоящего времени банковские платежные агенты оказывали услуги по переводу денежных средств в пользу физических лиц в целях погашения кредитов, оплаты коммунальных услуг, услуг операторов сотовой и телекоммуникационной связи, осуществления платежей в бюджет, пополнения "электронных кошельков".
Помимо этого Федеральный закон вводит дополнительные условия к привлечению оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента, банковским платежным агентом банковского платежного субагента, а именно:
- наличие возможности получения оператором по переводу денежных средств информации об изъятии банковским платежным агентом (субагентом) из банкомата наличных денежных средств, принятых от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- исполнение банковским платежным агентом (субагентом) обязанности по сдаче оператору по переводу денежных средств наличных денежных средств, принятых от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, для зачисления на свой специальный банковский счет (счета) в срок не более 3 рабочих дней с момента их изъятия из банкомата, расположенного на территории муниципального образования с численностью населения менее 10 тысяч человек, и в срок не более 1 рабочего дня с момента изъятия наличных денежных средств из банкомата, расположенного на территории муниципального образования с численностью населения более 10 тысяч человек.
Кроме того, Федеральный закон разрешает привлекать банковского платежного агента (субагента) для принятия наличных денежных средств от нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, медиаторов, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся частной практикой в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Комитет отмечает, что реализация Федерального закона будет способствовать повышению доступности финансовых услуг и снижению затрат предприятий и компаний малого бизнеса на инкассаторское обслуживание.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены. Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 14 и 14.2 Федерального закона "О национальной платежной системе" и статьи 1.1 и 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.