Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 февраля 2022 г. N 5.1-01/337
по Федеральному закону "О внесении изменений в статьи 14 и 14.2 Федерального закона "О национальной платежной системе" и статьи 1.1 и 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 16 февраля 2022 года
Проект федерального закона N 1119605-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу депутатом Государственной Думы А.К. Луговым 26 февраля 2021 года.
При принятии законопроекта во втором чтении было изменено его наименование.
Федеральным законом предоставляется право банковским платежным агентам принимать наличные денежные средства с применением банкоматов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для зачисления на их банковские счета. В настоящее время банковские платежные агенты (субагенты) вправе осуществлять прием наличных денежных средств только от физических лиц для зачисления на их банковские счета.
С этой целью Федеральным законом вносятся в федеральные законы "О национальной платежной системе" и "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" изменения, касающиеся требований к привлечению банковского платежного агента оператором по переводу денежных средств (кредитная организация) для вышеуказанных целей.
Предусматривается, в частности, что в случае привлечения оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента для осуществления деятельности по приему от юридического лица, индивидуального предпринимателя наличных денежных средств с применением банкоматов в целях зачисления принятых наличных денежных средств на их банковские счета должно обеспечиваться соблюдение таких условий, как наличие возможности получения оператором по переводу денежных средств информации об изъятии банковским платежным агентом (субагентом) из банкомата наличных денежных средств, принятых от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также исполнение банковским платежным агентом обязанности по сдаче оператору по переводу денежных средств вышеуказанных наличных денежных средств в сроки, предусмотренные Федеральным законом.
Федеральным законом предусматривается также распространение положений о привлечении оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента для принятия наличных денежных средств от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на случаи привлечения банковского платежного агента для принятия наличных денежных средств от нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, медиаторов, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Кроме этого, Федеральным законом дополняется понятие "расчеты", используемое в Федеральном законе "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", под которыми понимаются также прием (получение) банковскими платежными агентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", от юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, наличных денежных средств, в том числе для зачисления сумм принятых наличных денежных средств на банковские счета таких лиц.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
В соответствии со статьей 3 Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктом "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации, и в соответствии с пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 3 марта 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.