Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 83020-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подготовлен во исполнение пункта 27 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р, в целях реализации положений статьи 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Принятие проекта федерального закона не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
Проектом федерального закона предлагается внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях структурирования требований законодательства Российской Федерации в части движения по автомобильным дорогам тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств.
Так, проектом федерального закона предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также закрепляется состав таких Правил, которые в том числе должны содержать:
допустимые массу, нагрузку на ось, нагрузку на группу осей (в целях учета неравномерности распределения нагрузки в группах сближенных сдвоенных и строенных осей) и габариты транспортного средства;
порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, включающий в том числе срок действия такого разрешения, а также порядок согласования маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства;
порядок ведения федерального реестра специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства;
порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством;
порядок определения размера вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством.
Указанные положения за исключением порядка выдачи специального разрешения и вновь вводимого федерального реестра специальных разрешений в настоящее время определены различными решениями Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом.
Таким образом, проектом федерального закона предусматривается объединение в единый акт Правительства Российской Федерации обязательных требований, связанных с выдачей специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.
Одновременно в части 13 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уточняются положения, предусматривающие, что осуществление расчета платы в счет возмещения вреда осуществляется системой выдачи специального разрешения на основании сведений, внесенных владельцами автомобильных дорог.
При этом в части 7 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ предусматривается, что установление пути следования по маршруту тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства также осуществляется на основании сведений, внесенных в систему выдачи специального разрешения владельцами автомобильных дорог.
Учитывая, что внесение платы в счет возмещение вреда может быть обеспечено заявителем, который не является владельцем транспортного средства, в части 6.2 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ исключается указание, что требуется возмещение вреда именно владельцем тяжеловесного транспортного средства.
Проектом федерального закона предусматривается значительное упрощение для заявителя процедуры выдачи специального разрешения.
При этом отмена или замена выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства иными менее обременительными видами государственного регулирования в настоящее время не представляются возможными.
Автомобильная дорога - это инженерное сооружение. С учетом конструктивных и геометрических параметров существующих автомобильных дорог и расположенных на них искусственных сооружений движение транспортных средств, весовые и (или) габаритные параметры которых превышают допустимые значения, установленные в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2200, без проверки и подтверждения возможности такого движения по определенному маршруту может создать угрозу безопасности участников дорожного движения, а также нанести значительный ущерб транспортной инфраструктуре.
Следует отметить, что движение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств относится к исключительным перевозкам и не должно носить массового характера. Для конкретного вида перевозки (карьерные, в пределах одной строительной площадки и другие) необходимо индивидуально подбирать подвижной состав с целью соблюдения законодательства Российской Федерации о дорожной деятельности и о безопасности дорожного движения.
Специальное разрешение является подтверждением возможности безопасного движения сверхнормативного транспортного средства по маршруту.
Путь следования тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства по заявленному маршруту устанавливает уполномоченный орган.
Установление пути следования заключается в определении оптимального варианта движения сверхнормативного транспортного средства с учетом параметров такого транспортного средства и имеющихся сведений об автомобильных дорогах в целях минимизации возможного ущерба транспортной инфраструктуре и обеспечения безопасности дорожного движения.
Заявитель, не обладающий информацией о состоянии автодорожной инфраструктуры и дорожной обстановке, не сможет оценить условия движения по выбранному им маршруту и обеспечить безопасное движение.
Кроме того, в отдельных случаях для движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств может потребоваться предварительная разработка проекта организации дорожного движения и (или) специального проекта, оценка технического состояния автомобильных дорог, их укрепление или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций.
С учетом полного перехода на выдачу специальных разрешений в электронной форме проектом федерального закона предусматривается признание части 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ утратившей силу с 1 сентября 2023 г.
Термины "тяжеловесное транспортное средство" и "крупногабаритное транспортное средство" приводятся в соответствие с положениями пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ.
Проектом федерального закона также предусматривается закрепление положения о том, что обеспечение специальных мер, реализация которых необходима для движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, обеспечивается лицом, в интересах которого осуществляется движение таких транспортных средств.
Вместе с тем для однозначного толкования устанавливаемых норм в статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ предлагается закрепить дефиниции терминов "габарит приближения" и "проект организации дорожного движения для маршрута или участков маршрута движения крупногабаритного транспортного средства".
В целях обеспечения безопасности дорожного движения в части 7 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ уточняется, что проект организации дорожного движения для маршрута или участков маршрута движения крупногабаритного транспортного средства подлежит согласованию с соответствующими подразделениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, посредством системы выдачи специального разрешения, предусмотренной частью 8 настоящей статьи.
Закрепляется статус системы выдачи специального разрешения, а также Федерального реестра специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства и личного кабинета перевозчика.
Система выдачи специального разрешения является федеральной государственной информационной системой оказания государственной услуги "Выдача специальных разрешений на автомобильную перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов".
В 2020 году в рамках реализации государственного контракта от 6 июня 2020 г. N 0373100005820000002_45393, заключенного подведомственным Росавтодору ФКУ "Росдормониторинг", выполнено развитие системы выдачи специального разрешения в части обеспечения возможности оказания услуги в электронном виде. Закупка, соответствующая указанному контракту, предусмотрена мероприятием по информатизации N 108.00100108.17.Р.ЗЗ 19.20, направленным на развитие системы выдачи специального разрешения, в установленном порядке включенным в план информатизации Росавтодора на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676, проведена аттестация системы выдачи специального разрешения и получен аттестат соответствия от 30 октября 2020 г. N 121-ИС.
Таким образом, текущая функциональность системы выдачи специального разрешения позволит реализовать функционал в порядке и объеме, предусмотренном проектом федерального закона.
Проектом федерального закона определяется, что выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в электронной форме осуществляется путем внесения сведений о выданном специальном разрешении в Федеральный реестр специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.
Устанавливается обязанность владельцев автомобильных дорог по внесению в систему выдачи специальных разрешений актуальной информации о габарите приближения, технических характеристиках автомобильных дорог, предельных допустимых весовых параметрах для транспортных средств при движении по ним, введенных временных ограничениях или прекращении движения на автомобильных дорогах (их участках), находящихся в их ведении, а также об особых условиях движения (при наличии).
В связи с переходом на выдачу специального разрешения в электронной форме вводится необходимость фиксации даты начала каждой поездки тяжеловесного транспортного средства в личном кабинете перевозчика.
В настоящее время в форме бланка специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, утвержденной в соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, также предусмотрена графа для проставления информации владельцем тяжеловесного транспортного средства о дате и времени начала каждой поездки.
В случае отсутствия указанной информации специальное разрешение считается недействительным.
Доступ к личному кабинету перевозчика будет обеспечен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также посредством мобильного приложения. Отметка о поездке является обязательным пунктом при проверке сотрудником контрольно-надзорного органа сведений в федеральном реестре специальных разрешений.
Защита информации и стабильность функционирования информационной системы должна соответствовать установленным Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" требованиям.
Кроме того, учитывая единый подход к установлению условий движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам вне зависимости от направления перевозки (в международном или внутрироссийском сообщении), аналогичные изменения предлагается внести в статьи 1 и 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".
С учетом установления понятия "проект организации дорожного движения для маршрута или участков маршрута движения крупногабаритного транспортного средства" проектом федерального закона предусматривается исключение пункта 3 части 2 и части 6 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 443-Ф3 "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Принятие проекта федерального закона будет способствовать систематизации вопросов, связанных с движением тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект федерального закона не связан с целями государственных программ Российской Федерации.
Согласно пункту 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, на проект федерального закона получено заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия.
Принятие проекта федерального закона не влечет за собой:
выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Принятие проекта федерального закона повлечет исключение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам.
Данные полномочия не закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Кроме того, полномочия по определению размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам, дискредитировались отдельными субъектами Российской Федерации (например, в Республике Татарстан путем установления для отдельных категорий ставки за вред в размере 0 рублей) и использовалось в противоположность основным полномочиям по осуществлению дорожной деятельности.
Вред, причиняемый тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам, подлежит возмещению и не зависит от значения автомобильной дороги (федеральная, региональная или межмуниципальная, местная).
Проектом федерального закона предлагается установление единого подхода к расчету платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте федерального закона содержатся обязательные требования.
Срок вступления проекта федерального закона в силу установлен с учетом положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Вместе с тем обязательное требование, предусмотренное статьей 4 проекта федерального закона, о внесении владельцами автомобильных дорог в систему выдачи специального разрешения информации о фактических значениях габарита приближения, технических характеристик автомобильных дорог, допустимых весовых параметров для транспортных средств при движении по ним, введенных временных ограничений или прекращений движения на автомобильных дорогах (их участках), находящихся в их ведении, а также об особых условиях движения (при наличии) до 1 сентября 2023 г., вступает в силу с 1 марта 2023 г. Данное решение обеспечит временной интервал в размере 6 месяцев для внесения владельцами автомобильных дорог необходимых сведений в информационную систему.
По состоянию на февраль 2022 г. в систему выдачи специального разрешения внесено почти 100% автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и более 30% автомобильных дорог местного значения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и реализация его положений не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" повлечет необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
Ответственный исполнитель - МВД России.
Срок -1 сентября 2023 г.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" повлечет необходимость:
1. Признания утратившими силу следующих нормативных правовых актов:
а) постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 67 "Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"; приказ Минтранса России от 21 сентября 2016 г. N 272 "Об утверждении Порядка выдачи специальных разрешений на проезд крупногабаритных транспортных средств и (или) тяжеловесных транспортных средств, масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которых превышают более чем на два процента допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей транспортного средства, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, в том числе по постоянным маршрутам, и о внесении изменений в приказ Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2017 г., регистрационный N 46064);
приказ Минтранса России от 5 июня 2019 г. N 167 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства" (зарегистрирован Минюстом России 26 июля 2019 г., регистрационный N 55406);
приказ Минтранса России от 28 марта 2013 г. N 107 "Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении" (зарегистрирован Минюстом России 4 июня 2013 г., регистрационный N 28654).
Ответственный исполнитель - Минтранс России.
2. Внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
б) постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2200 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации";
приказ Минтранса России от 31 августа 2020 г. N 343 "Об утверждении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства" (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2020 г., регистрационный N 61442).
Ответственный исполнитель - Минтранс России.
Срок - не позднее 31 мая 2023 г.;
приказ МВД России от 22 марта 2019 г. N 177 "Об утверждении Порядка осуществления сопровождения транспортных средств с применением автомобилей Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России" (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2019 г., регистрационный N 54873).
Ответственный исполнитель - МВД России.
Срок - не позднее 31 мая 2023 г.
3. Принятия следующих нормативных правовых актов:
в) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства".
Ответственный исполнитель - Минтранс России.
Срок - не позднее 31 мая 2023 г.;
приказ Федерального дорожного агентства "Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства оказания государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, а также в международном сообщении".
Ответственный исполнитель - Федеральное дорожное агентство.
Срок - не позднее 31 мая 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.