Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 82494-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в целях повышения эффективности государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Однако, текущая динамика качества сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации характеризуется активным развитием процессов деградации почв.
Снижение содержания гумуса и элементов питания в почвах сельскохозяйственных угодий прослеживается почти в каждом регионе Российской Федерации. Расширяется площадь регионов, испытывающих опустынивание ландшафтов. Уже сегодня в Российской Федерации процессами опустынивания охвачена территория площадью более 50 млн. гектар в 35 субъектах Российской Федерации.
Дальнейшая потеря продуктивных почв неизбежно ослабит продовольственную безопасность. В целях недопущения развития негативного сценария необходимо содействовать обеспечению неистощительного землепользования, в основе которого лежит надлежащее управление почвенными ресурсами.
Одним из важнейших факторов сохранения и повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения является обеспечение достаточным количеством минеральных и органических удобрений.
На сегодняшний день сложился существенный дефицит питательных веществ в почвах. Тех объемов минеральных и органических удобрений, которые ежегодно вносятся - недостаточно для обеспечения способности почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.
Так, в 2020 году внесено 3,1 млн. тонн минеральных удобрений. Для сравнения в 1990 году объем внесенных минеральных удобрений составил 9,9 млн. тонн. Органических удобрений в 2020 году внесено 70,5 млн. тонн. В 1990 году - 390 млн. тонн.
Согласно Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года, в Российской Федерации числится 14 628 животноводческих сельскохозяйственных организаций, животноводческих крестьянских (фермерских) хозяйств 52 563 и личных подсобных хозяйств 7,2 млн.
В результате деятельности указанных организаций ежегодный объем получаемого навоза и помета составляет более 300 млн т.
Вместе с тем эффективному использованию указанных продуктов в качестве сырья для производства органических удобрений препятствует отсутствие единообразной правоприменительной практики по вопросу отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов, образующихся в животноводстве, к источникам повышения плодородия почв или отходам.
Росприроднадзор рассматривает весь навоз/помет, образующийся на животноводческих предприятиях, как отход производства и потребления и требует соблюдения при обращении с ним обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), в том числе требования о получении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Вместе с тем навоз/помет, который используется сельскохозяйственными товаропроизводителями в качестве органического удобрения, является побочным продуктом животноводства и не подлежит законодательной регламентации как отход.
При этом подготовка навоза к использованию в качестве удобрения, его удаление и обеззараживание должно осуществляться на основании уставной, проектной, технологической и иной документации предприятия, которая в свою очередь должна соответствовать обязательным ветеринарным, санитарно-эпидемиологическим и природоохранным требованиям и нормам законодательства о техническом регулировании.
В случае если сельскохозяйственный товаропроизводитель не использует продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных, в качестве удобрения в рамках производственного цикла, обращение с ними должно осуществляться в соответствии с отдельными требованиями Закона N 89-ФЗ, учитывающими минимальную опасность для окружающей среды таких видов отходов.
Учитывая изложенное, законопроектом вводится понятие "побочные продукты животноводства", которые используются при проведении мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в порядке, определенном техническими условиями и технологическим регламентом, а также предлагается предусмотреть, что:
побочные продукты животноводства, образующиеся при производстве сельскохозяйственной продукции, не признаются агрохимикатами, но используются для производства органических удобрений;
деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению побочных продуктов животноводства, признанных отходами, не подлежит лицензированию;
навозо- и пометохранилища не относятся к объектам размещения отходов;
проекты технической документации технологий по производству органического удобрения с использованием побочных продуктов животноводства не являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Принятие законопроекта позволит оказать существенное положительное влияние на борьбу с опустыниванием и деградацией сельскохозяйственных земель, существенно увеличить объемы вносимых для этих целей органических удобрений.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых расходов средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.