Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 80921-8 "О внесении изменений в статьи 96.11 и 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 80921-8 "О внесении изменений в статьи 96.11 и 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях реализации срочных и первоочередных мер бюджетной политики. Так, законопроектом предусматривается:
1. Закрепление в Бюджетном кодексе Российской Федерации положений, предусматривающих возможность вложения средств Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ) в государственные ценные бумаги Российской Федерации.
В целях инвестирования средств ФНБ в государственные ценные бумаги Российской Федерации и акции российских эмитентов, не связанных с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов, предлагается предусмотреть возможность их приобретения до достижения установленного для ликвидных активов ФНБ 7-процентного "порога". Приобретение Минфином России на вторичном рынке акций российских эмитентов по текущим заниженным ценам рассматривается в качестве долгосрочного перспективного вложения средств ФНБ, а также позволит стабилизировать ситуацию на российском фондовом рынке.
2. Установление возможности оперативного перераспределения бюджетных ассигнований в ходе исполнения федерального бюджета, региональных и местных бюджетов в 2022 году с их последующим использованием на реализацию мероприятий, связанных с предотвращением влияния изменения геополитической обстановки и ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, а также на иные цели, определенные Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией соответственно.
3. Установление возможности увеличения общего объема расходов федерального бюджета в пределах суммы поступления дополнительных ненефтегазовых доходов федерального бюджета в 2022 году с соответствующим увеличением бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации.
4. Установление возможности использования в 2022 году дополнительных нефтегазовых доходов федерального для замещения государственных заимствований, исполнения публичных нормативных обязательств Российской Федерации, погашения государственного долга Российской Федерации, а также финансового обеспечения иных приоритетных мероприятий по решению Правительства Российской Федерации.
5. Установление возможности направления субъектами Российской Федерации в 2022 году средств, высвобождаемых в результате реструктуризации бюджетных кредитов, ранее предоставленных регионам из федерального бюджета, на реализацию мероприятий, связанных с предотвращением влияния изменения геополитической обстановки и ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и финансовый сектор.
6. Продление на 2022 год права регионов при отказе от осуществления заимствований оперативно (без внесения изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации) принимать решения по уменьшению бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга и их направлению на приоритетные расходы.
7. Дополнение действующей нормы о нераспространении в 2022 году отдельных положений Бюджетного кодекса, обязывающих утверждать объемы соответствующих бюджетных ассигнований в законе о бюджете, на случаи внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджетов по основаниям, вводимым законопроектом.
8. Установление права Правительства Российской Федерации в 2022 году утверждать распределение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также вносить изменения в утвержденное законом о бюджете распределение межбюджетных трансфертов.
9. В целях обеспечения парламентского контроля установление обязанности Министерства финансов Российской Федерации в 2022 году представлять проекты решений об использовании дополнительных нефтегазовых доходов, а также предложения по предлагаемым к введению временным основаниям для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета для рассмотрения в Комиссию Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде.
10. Установление права Правительства Российской Федерации принимать решения об использовании остатков средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, образовавшихся на 1 января 2022 года (за исключением остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, а также остатков средств, являющихся источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования), и дополнительные доходы, поступившие в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1 января 2022 года, сверх поступлений, утвержденных Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 392-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", направить в 2022 году на обеспечение полномочий Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сфере обязательного медицинского страхования с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования с превышением общего объема расходов на 2022 год, утвержденных федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", без внесения изменений в указанный Федеральный закон.
11. Закрепление в Бюджетном кодексе Российской Федерации права Правительства Российской Федерации определить случаи, когда объекты туристической инфраструктуры, в целях строительства (реконструкции) которых из федерального бюджета предоставляются бюджетные инвестиции в виде взносов в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, не подлежат включению в федеральную адресную инвестиционную программу.
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отмечает необходимость скорейшего вступления в силу предлагаемых инициатив, что позволит в текущей социально-экономической ситуации обеспечить гибкость и оперативность принятия решений в сфере бюджетной политики для своевременной поддержки граждан и экономики с одновременным сохранением парламентского контроля за использованием бюджетных средств.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 80921-8 "О внесении изменений в статьи 96.11 и 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.