Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 4 марта 2022 г. N 3.5-03/275
по проекту федерального закона N 80921-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 4 марта 2022 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации для реализации мер первоочередного характера по эффективному управлению структурой государственного долга и обеспечению финансовой стабильности бюджетной системы.
Законом закрепляются в Бюджетном кодексе Российской Федерации положения о возможности приобретения за счет средств Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ) государственных ценных бумаг Российской Федерации и акций российских эмитентов, не связанных с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации.
Приобретение данных ценных бумаг за счет средств ФНБ допускается до достижения уровня 7% прогнозируемого объема валового внутреннего продукта, определенного в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Кроме того, в статье 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливается право Правительства Российской Федерации определить случаи, когда объекты туристической инфраструктуры, в целях строительства (реконструкции) которых из федерального бюджета предоставляются субсидии и бюджетные инвестиции, не подлежат включению в федеральную адресную инвестиционную программу.
Законом дополняются положения об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году и в плановом периоде, установленные Федеральным законом от 29 ноября 2021 года N 384-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году".
Так, устанавливается возможность оперативного использования дополнительных ненефтегазовых доходов федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния изменения геополитической обстановки и ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и финансовый сектор за счет возможности увеличения общего объема расходов федерального бюджета в пределах суммы поступления указанных доходов в 2022 году с соответствующим увеличением бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Предусматриваются дополнительные основания для оперативного перераспределения в 2022 году бюджетных ассигнований в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на реализацию указанных мероприятий, а также на иные цели, определенные Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией соответственно.
Правительству Российской Федерации в 2022 году предоставляется право без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период направлять дополнительные нефтегазовые доходы на расходы по замещению государственных заимствований, погашение государственного долга Российской Федерации и исполнение публичных нормативных обязательств Российской Федерации в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований, а также на иные цели, определенные Правительством Российской Федерации.
При этом изменения сводной бюджетной росписи федерального бюджета по временным основаниям, а также проекты решений об использовании дополнительных нефтегазовых доходов подлежат рассмотрению Комиссией Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде.
Предусматриваются дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) без внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете (муниципальный правовой акт о местном бюджете) по перераспределению средств на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, на иные цели, определенные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией), а также в случае перераспределения бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).
Законом предоставляется возможность превышения установленного законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом) размера дефицита соответствующего бюджета по итогам его исполнения в 2022 году, в объеме финансового обеспечения мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики.
Кроме того, для регионов с высоким уровнем долговой устойчивости (у которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета без учета субвенций в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации), расширяется состав источников внутреннего финансирования дефицита регионального бюджета за счет остатков средств на начало очередного финансового года на казначейских счетах финансового органа субъекта Российской Федерации для отражения операций с денежными средствами получателей средств из бюджета, государственных бюджетных, автономных учреждений. Соответствующее изменение вносится в статью 95 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Следует отметить, что в случае использования указанного источника внутреннего финансирования дефицита регионального бюджета данные средства подлежат восстановлению в очередном финансовом году.
Расширяется также перечень направлений использования субъектами Российской Федерации в 2022 году средств, высвобождаемых в результате реструктуризации бюджетных кредитов, ранее предоставленных регионам из федерального бюджета. Законом устанавливается возможность направления указанных средств на реализацию мероприятий, связанных с предотвращением влияния изменения геополитической обстановки и ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и финансовый сектор.
Кроме того, в целях финансового обеспечения отдельных расходных обязательств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) Законом предоставляется Правительству Российской Федерации право направить в 2022 году остатки средств бюджета ФФОМС, образовавшихся на 1 января 2022 года (за исключением остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, а также остатков средств, являющихся источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета ФФОМС), и дополнительные доходы, поступившие в бюджет ФФОМС на 1 января 2022 года, на обеспечение полномочий ФФОМС в сфере обязательного медицинского страхования без внесения изменений в Федеральный закон от 6 декабря 2021 года N 392-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.