Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 4 марта 2022 г. N 3.6-04/747
по проекту федерального закона N 80921-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 4 марта 2022 года (проект N 80921-8 внесен Правительством Российской Федерации), и в рамках вопросов ведения отмечает следующее.
Федеральный закон вносит изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), направленные на обеспечение финансовой стабильности и эффективное управление структурой государственного долга.
Бюджетный кодекс определяет порядок управления средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ). К установленным активам, в которые могут размещаться средства ФНБ, Федеральным законом добавляются государственные ценные бумаги Российской Федерации.
Также устанавливается положение, в соответствии с которым средства ФНБ могут размещаться в государственные ценные бумаги Российской Федерации и акции российских эмитентов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, до достижения порога в 7 процентов прогнозируемого объема валового внутреннего продукта.
Приобретение указанных акций по текущим заниженным ценам следует рассматривать как долгосрочное перспективное вложение средств ФНБ, а также механизм стабилизации ситуации на российском фондовом рынке и поддержку капитализации (стоимости компаний) российских эмитентов.
Федеральный закон также вносит изменения в Федеральный закон от 29 ноября 2021 года N 384-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году".
Устанавливается, что в ходе исполнения федерального бюджета в 2022 году в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" могут быть внесены изменения в случае перераспределения (увеличения) бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, а также бюджетных ассигнований на иные цели, определенные Правительством Российской Федерации.
Также устанавливается, что общий объем расходов федерального бюджета может быть увеличен по решению Правительства Российской Федерации без внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" с соответствующим увеличением бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации.
В целях нивелирования негативных последствий принимаемых ограничительных мер и обеспечения сбалансированности федерального бюджета Федеральный закон предусматривает возможность использования в 2022 году дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета для замещения государственных заимствований, погашения государственного долга Российской Федерации, а также финансового обеспечения иных приоритетных мероприятий по решению Правительства Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в 2022 году получают право без внесения изменений в соответствующий нормативный акт о бюджете по решению высшего исполнительного органа субъекта Федерации (местной администрации) перераспределять бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением ухудшения экономической ситуации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.