Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям от 3 марта 2022 г. к N 14, п. 2.
по проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям рассмотрел в качестве комитета-соисполнителя проект федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) и в части вопросов своего ведения отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций и предусматривает реализацию комплекса мер социально-экономического характера в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.
В рамках проектируемых мер законопроектом предлагается установить особенности регулирования деятельности хозяйственных обществ в 2022 году. Указанное правовое регулирование во многом схоже с мерами, реализованными в 2020 году в целях обеспечения устойчивого развития экономики и минимизации негативных последствий распространения коронавирусной инфекции.
Законопроектом предусматривается, в частности, что снижение стоимости чистых активов хозяйственного общества ниже размера его уставного капитала по окончании 2022 года не будет учитываться в отношении действующих требований об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимости его чистых активов, либо о ликвидации общества.
Наряду с этим законопроектом предлагается уточнить порядок установления даты, до которой от акционеров будут приниматься предложения о внесении вопросов в повестку дня годового общего собрания акционеров и предложения о выдвижении кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) и иные органы акционерного общества, а также порядок поступления в общество таких предложений и их рассмотрения советом директоров (наблюдательным советом) общества.
Согласно законопроекту, дата приема предложений должна быть установлена советом директоров (наблюдательным советом) общества не позднее чем за 27 дней до даты проведения в 2022 году годового общего собрания акционеров и указана в сообщении о его проведении. При этом акционеров, которые ранее уже представили в общество соответствующие предложения, предлагается наделить правом внесения новых предложений взамен поступивших, а акционеров, которые ранее не направляли предложения в общество, правом их внесения в дополнение к уже поступившим в общество предложениям.
В целях снижения негативного экономического эффекта от ужесточения антироссийских санкций, законопроект дополнен нормами, упрощающими приобретение публичными обществами собственных акций на организованных торгах. Такой механизм позволит стабилизировать ситуацию на фондовом рынке и повысить капитализацию ведущих российских компаний. Аналогичный порядок регулирования уже применялся в 2020 году для минимизации последствий влияния пандемии на фондовый рынок и показал свою эффективность.
По мнению Комитета, предусмотренные законопроектом особенности регулирования деятельности хозяйственных обществ в 2022 году обеспечат необходимую гибкость корпоративных процедур в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств.
Законопроект предоставляет также Правительству Российской Федерации возможность устанавливать особенности лицензирования и иных предусмотренных законодательством разрешительных режимов, продолжения осуществления деятельности без получения новых лицензий, переоформления и продления срока их действия, а также применения к указанным лицам предусмотренной законом ответственности.
Одновременно законопроект наделяет Правительство Российской Федерации правом определять случаи и порядок предоставления новых лицензий, возобновления действия и переоформления лицензий или иных разрешений, продления действия лицензий без уплаты государственной пошлины или иной платы за их выдачу, случаи неприменения требования о прохождении лицензиатами периодических процедур оценки соответствия предъявляемым требованиям, а также случаи и условия осуществления профессиональной деятельности без получения необходимого разрешения.
Кроме того, при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на Правительство Российской Федерации предлагается возложить полномочия по принятию решений о введении моратория на проведение квалификационного экзамена на конкретный срок или продлении сроков действия квалификационных аттестатов, приостановлении действия отдельных обязательных требований и ряда иных обеспечительных мер.
По мнению Комитета, наделение Правительства Российской Федерации указанными полномочиями дебюрократизирует процесс контрольно-надзорной деятельности, повысит оперативность реализации процедурных вопросов и эффективность принятия управленческих решений в рамках предусмотренных законодательством разрешительных и лицензионных режимов.
Комитет поддерживает также предложение Правительства Российской Федерации о допущении до 1 января 2023 года возможности предоставления саморегулируемыми организациями займов своим членам за счет средств компенсационных фондов. Указанная мера является действенным и востребованным механизмом поддержки членов саморегулируемых организаций и отдельных отраслей российской экономики, доказавшим свою эффективность в период принятия Правительством Российской Федерации оперативных мер по поддержке экономики в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
С учетом изложенного Комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.