Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике
по проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, рассмотрев проект федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения, направленные на защиту национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральный закон от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также ряд других федеральных законов.
В Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" законопроектом предлагается внести изменения, регламентирующие особенности правового режима при осуществлении закупок лекарственных препаратов, медицинский изделий и расходных материалов, а также технических средств реабилитации. Так, статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предлагается дополнить новыми основаниями закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) вышеупомянутых товаров.
Осуществление закупки у единственного поставщика будет возможно в случае, если лекарственные препараты, расходные материалы и медицинские изделия производятся единственным на территории Российской Федерации производителем или производителем на территориях иностранных государств, не вводивших в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, а также в случае одобрения учредителя государственной или муниципальной организации решения о закупке у единственного поставщика лекарственных препаратов или расходных материалов на сумму до 50 миллионов рублей, медицинских изделий на сумму до 250 миллионов рублей. Кроме того, заключение контракта как с единственным поставщиком станет возможно с поставщиком, включенным в реестр единственных поставщиков лекарственных препаратов и медицинских изделий, который будет утверждаться Правительством Российской Федерации. Данная новелла предоставит государственным и муниципальным заказчикам возможность закупки необходимых товаров при отсутствии российских аналогов.
Законопроектом предусматривается, что до 31 декабря 2022 года Правительство Российской Федерации наделяется правом устанавливать дополнительные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и определять порядок осуществления таких закупок.
Кроме того, законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации правом увеличить сумму средств, на которую медицинская организация может закупить отдельные наименования медицинских изделий путем запроса котировок.
В целях обеспечения устойчивого развития экономики законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменения, наделяющие Правительство Российской Федерации правом определить случаи и порядок списания суммы штрафных санкций в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных заключенным контрактом. Также в целях недопущения неисполнения обязательств по заключенным до 1 января 2023 года контрактам законопроектом предлагается предоставить сторонам контракта возможность изменения существенных условий такого контракта в случае, если такое решение будет принято Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией.
Изменениями, предлагаемыми законопроектом в Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", уточняется статус филиалов и (или) представительств юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, как участников свободной экономической зоны.
Также законопроект содержит и другие меры поддержки экономического сектора, а именно упрощение разрешительных и лицензионных процедур, установленных законодательством Российской Федерации. В частности, для достижения этой цели Правительством Российской Федерации в течение 2022 года могут быть приняты решения в отношении лиц, имеющих лицензии (разрешения) и срок действия которых истек, о продолжении ими в течение определенного времени осуществления лицензируемой деятельности без получения новой лицензии, переоформления лицензии и без применения к таким лицам мер ответственности за осуществление деятельности без лицензии (разрешения).
Комитет считает необходимым отметить, что помимо экономических механизмов поддержки законопроектом предлагаются изменения, направленные на обеспечение повышения уровня социальной защиты граждан Российской Федерации, в том числе по вопросам оказания социальной помощи населению, пенсионного обеспечения, защиты прав и интересов российских граждан, проходивших обучение за рубежом.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
М.А. Топилин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.