Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 4 марта 2022 г. N 3.5-04/276
по проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 4 марта 2022 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона внесен Правительством Российской Федерации и направлен на защиту национальных интересов Российской Федерации, поддержание устойчивости российской финансовой системы и экономики, а также граждан в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств.
В целях обеспечения финансовой стабильности Федеральным законом Банк России наделяется правом на срок не более 6 месяцев приостанавливать (ограничивать) проведение кредитными и некредитными финансовыми организациями операций и сделок, устанавливать нормативы, ограничивающие риски, вводить иные показатели деятельности кредитных и некредитных финансовых организаций, в том числе на индивидуальной основе.
Кроме того, до 31 декабря 2022 года решением Совета директоров Банка России могут быть установлены требования к деятельности кредитных и некредитных финансовых организаций, в том числе значения нормативов и показателей, требования к составу и структуре активов, порядку расчета собственных средств (капитала). Помимо этого, могут быть установлены сроки раскрытия информации в форме отчета эмитента, бухгалтерской отчетности эмитента, списков аффилированных лиц, а также сроки составления и предоставления отчетности кредитными и некредитными финансовыми организациями, превышающие сроки, установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России.
В целях поддержки граждан и субъектов малого, среднего предпринимательства вводится новый период кредитных каникул - с 1 марта 2022 года до 30 сентября 2022 года. Льготным периодом обслуживания можно воспользоваться в случае, если снижение дохода заемщика за месяц, предшествующий месяцу обращения заемщика с требованием об изменении условий кредитного договора, составило более чем на 30 процентов по сравнению со среднемесячным доходом заемщика за предшествующий год. Срок действия льготного периода составляет до 6 месяцев, при этом, обращение заемщика с требованием о предоставлении льготного периода, совершенное до 30 сентября 2020 года, не лишает заемщика права на обращение с аналогичным требованием в период с 1 марта 2022 года по 30 сентября 2022 года.
Кредитные организации в соответствии с Федеральным законом получают право открывать банковский счет в иностранной валюте клиенту-физическому лицу без личного присутствия в случае перевода этим физическим лицом денежных средств в иностранной валюте со своего банковского счета, открытого в кредитной организации, подвергшейся недружественным действиям иностранных государств, если одновременно с осуществлением такого перевода передаются сведения, установленные при проведении идентификации такого клиента-физического лица.
Устанавливается право Совета директоров Банка России в случае существенного изменения рыночных условий, влияющих на полную стоимость потребительского кредита (займа) (далее - ПСК) в процентах годовых устанавливать периоды, в течение которых ограничение ПСК не подлежит применению.
Кроме того, до 31 декабря 2022 года отменяются положения о сроках действия установленных Банком России страховых тарифов (предельных размеров базовых ставок страховых тарифов) при регулировании страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Также до 31 декабря 2022 года публичным акционерным обществам разрешается приобретать размещенные ими акции (за исключением приобретения размещенных акций в целях сокращения их общего количества) при соблюдении следующих условий:
- приобретаемые акции допущены к организованным торгам;
- средневзвешенная цена приобретаемых акций, определенная за любые три месяца, начиная с 1 февраля 2022 года, снизилась по сравнению со средневзвешенной ценой таких акций, определенных за три месяца начиная с 1 января 2021 года, на 20 и более процентов;
- значение основного индекса фондового рынка, рассчитанное организатором торговли за любые три месяца начиная с 1 февраля 2022 года, снизилось по сравнению со значением такого индекса, рассчитанным организатором торговли за три месяца начиная с 1 февраля 2021 года, на 20 и более процентов;
- акции приобретаются на организованных торгах на основании заявок, адресованных неограниченному кручу участников торгов;
- приобретение акций осуществляется брокером;
- решение о приобретении акций принято советом директоров (наблюдательным советом) публичного акционерного общества.
В целях обеспечения устойчивости российского страхового рынка в условиях потенциального отказа ряда иностранных перестраховщиков в перестраховочных выплатах или заключении (пролонгации) перестраховочных договоров, предусматривается увеличение с 10% до 50% доли передаваемых российской страховой компании и принимаемых Национальной перестраховочной компанией (РНПК) в обязательном порядке обязательств в перестрахование по страховой выплате в части:
- договоров обязательного страхования, подлежащих перестрахованию в перестраховочном пуле, предусмотренном федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;
- договоров страхования в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- договоров страхования имущественных интересов лиц, в отношении которых имеются ограничения, прямо или косвенно связанные с решениями органов иностранных государств или международных организаций и препятствующие их перестрахованию за пределами территории Российской Федерации.
В целях оперативного решения вопросов поддержки экономики и граждан Федеральным законом расширяются полномочия Правительства Российской Федерации в принятии решений по вопросам контроля, надзора, лицензирования и закупок товаров для государственных и муниципальных нужд, а также социальной защиты и занятости граждан.
Так, вводится мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса до конца 2022 года, а также на плановые проверки аккредитованных организаций в сфере информационных технологий до конца 2024 года.
В 2022 году предусматривается возможность по решению Правительства Российской Федерации осуществлять деятельность без продления лицензии (разрешения); получать лицензии (разрешения) и продлевать их срок действия без обязательных процедур оценки соответствия, уплаты государственной пошлины и оплаты необходимых государственных услуг; не проходить квалификационный экзамен, продлевать сроки квалификационных аттестатов.
Также за счет дополнительных полномочий Правительства Российской Федерации предоставляется право принятия решений:
- об увеличении размера социальной доплаты к пенсии;
- о дополнительной индексации в течение календарного года следующих пенсий: за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной;
- о дополнительном увеличении в соответствующем финансовом году стоимости одного пенсионного коэффициента, а также индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Реализация указанных положений позволит своевременно и оперативно принимать меры государственной поддержки, направленные на исполнение социальных обязательств и защиту граждан от социальных рисков в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера.
В части закупок товаров для государственных и муниципальных нужд Правительству Российской Федерации предоставляется право принимать решения об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий путем проведения электронного запроса котировок, а также принимать решения, предусматривающие установление порядка и случаев изменения существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ в сфере строительства.
До 31 декабря 2022 года Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочием по установлению в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", иных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также по определению порядка осуществления закупок в таких случаях.
Фонду социального страхования Российской Федерации до конца 2022 года разрешается осуществлять закупки у единственного поставщика технические средства реабилитации и услуги, произведенные (оказанные) на территории Российской Федерации или на территории иностранных государств, не вводивших в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера.
Кроме того, Правительству Российской Федерации предоставляется право устанавливать случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Также Федеральным законом предусматривается на основании решения высших органов исполнительной власти соответствующего уровня возможность изменения по соглашению сторон существенных условий контракта (предмет, цена, срок, порядок оплаты и пр.), заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Устанавливаются новые основания закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) лекарственных препаратов, медицинских изделий, в том числе не имеющих российских аналогов, расходных материалов, технических средств реабилитации и услуг. Такие закупки будут возможны в случае если лекарственные препараты, расходные материалы и медицинские изделия производятся единственным на территории Российской Федерации производителем или производителем на территориях иностранных государств, не вводивших в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, а также в случае одобрения учредителем государственной или муниципальной организации решения о закупке у единственного поставщика лекарственных препаратов или расходных материалов на сумму до 50 миллионов рублей, медицинских изделий на сумму до 250 миллионов рублей. Увеличивается максимальная сумма закупки лекарств у единственного поставщика для назначения одному пациенту по решению врачебной комиссии с 1 до 1,5 млн рублей.
В целях улучшения инвестиционного климата предусматривается, что для получения статуса участника свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе для организации, зарегистрированной за пределами этой зоны, достаточно будет иметь филиал (представительство) на территории этих субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон содержит и другие меры поддержки российской экономики, а также по защите прав и интересов российских граждан, проходящих обучение за рубежом.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.