Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 4 марта 2022 г. N 3.8-04/959
по проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 4 марта 2022 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 3 марта 2022 года и принят 4 марта 2022 года в первом, во втором и в третьем чтениях. В ходе рассмотрения проекта Федерального закона в Государственной Думе во втором чтении принята поправка сенатора Российской Федерации.
Федеральный закон направлен на защиту национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также на предотвращение ухудшения социально-экономического положения граждан Российской Федерации и бизнеса.
Федеральный закон наделяет Правительство Российской Федерации правом принимать в 2022 году решения:
- о дополнительной индексации пенсий и об увеличении размера социальной доплаты к пенсии;
- об особенностях правового регулирования в сфере оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, социальной защиты (поддержки) отдельных категорий граждан, а также предоставления отдельным категориям граждан в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи социальных услуг и иных социальных гарантий и выплат;
- об особенностях выплаты пенсий, осуществления иных выплат и обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лицам, проживающим за пределами территории Российской Федерации;
- об установлении особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, отношений в области содействия занятости населения с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- об особенностях исчисления и установления минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения и по основным социально-демографическим группам;
- об особенностях осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе: особенности проведения выездных проверок правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов и продления установленных сроков их уплаты; дополнительные основания предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов для пострадавших отраслей;
- об особенностях организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе порядка переоформления и продления или приостановления срока действия документов, установления особого порядка взаимодействия с заявителями, исключая личное посещение без необходимости заявителями соответствующих органов и организаций;
- об особенностях осуществления деятельности в связи с созданием объектов туристской инфраструктуры и обеспечивающей их инфраструктуры.
Отдельные полномочия Правительства Российской Федерации по вышеназванным решениям могут быть возложены Правительством Российской Федерации на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах.
Кроме того, в целях обеспечения стабильности лекарственного обеспечения граждан устанавливаются особенности государственной регистрации лекарственных препаратов и медицинских изделий, их обращения, в случае их дефектуры или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, а также особенности государственной регистрации и обращения биомедицинских клеточных продуктов.
Кроме того, Федеральным законом Правительство Российской Федерации наделяется правом принимать решение об установлении ограничений на вывоз из Российской Федерации медицинских изделий, ранее ввезенных в Российскую Федерацию с территорий стран, принявших решение о введении в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера.
В целях стимулирования создания и развития на территории Российской Федерации производства лекарственных препаратов, которые не имеют российских аналогов, Федеральный закон наделяет Правительство Российской Федерации правом принимать решение об установлении особенностей лицензирования фармацевтической деятельности и деятельности по производству лекарственных средств, по техническому обслуживанию медицинских изделий.
Для предотвращения роста цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, из-за изменения курса иностранной валюты Правительство Российской Федерации может устанавливать особенности государственного регулирования предельных отпускных цен производителей на такие препараты.
Федеральным законом разрешается производить закупку в период до 31 декабря 2022 года включительно технических средств реабилитации и услуг Фондом социального страхования Российской Федерации, а также лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, произведенных единственным на территории Российской Федерации или территориях иностранных государств, не вводивших в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, производителем. При этом годовой объем закупок не должен превышать в отношении лекарственных препаратов или расходных материалов пятидесяти миллионов рублей, а в отношении медицинских изделий - двухсот пятидесяти миллионов рублей.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.