Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 4 марта 2022 г. N 3.2-05/779
по проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее - Комитет) рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 80712-8), принятый Государственной Думой 4 марта 2022 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральным законом предусматривается ряд мер, направленных на обеспечение устойчивого экономического развития и повышение социальной защищенности граждан в условиях введения отдельными иностранными государствами и международными организациями ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.
В указанных целях вносятся изменения в 14 федеральных законов, а также устанавливаются нормы временного действия, предоставляющие органам публичной власти полномочия по установлению особенностей регулирования отношений в отдельных сферах в 2022 году.
По вопросам своего ведения Комитет отмечает следующее.
Федеральным законом, в частности, предусматривается право Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Кроме того, сторонам государственного (муниципального) контракта или договора с бюджетным (автономным) учреждением, заключенного в рамках контрактной системы в сфере закупок до 1 января 2023 года, предоставлено право по взаимному согласию изменять существенные условия такого контракта (договора), если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения контракта (договора).
В соответствии с Федеральным законом при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся в период по 31 декабря 2022 года, за исключением отдельных установленных законодательством случаев.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ), предусматривающие возможность оказания до 1 января 2023 года поддержки членам саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее - саморегулируемые организации) путем предоставления саморегулируемыми организациями займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких саморегулируемых организаций.
Предельные размеры таких займов для одного члена саморегулируемой организации, предельные значения процентов за пользование займами, предельный срок и цели их предоставления, требования к членам саморегулируемых организаций, которым могут быть предоставлены займы, и порядок контроля за использованием средств будут определяться Правительством Российской Федерации.
При этом объем займов не может превышать 50 процентов от общего объема средств компенсационных фондов.
Кроме того, Федеральный закон N 191-ФЗ дополняется новой статьей 10.18, предусматривающей возможность установления в 2022 году федеральными законами особенностей осуществления градостроительной деятельности.
Федеральный закон также содержит нормы временного действия, которыми Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по принятию в 2022 году решений об установлении особенностей правового регулирования отношений в отдельных сферах.
В частности, в сфере долевого строительства многоквартирных домов, а также в области градостроительной деятельности могут быть установлены:
особенности применения финансовых санкций и других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве;
особенности включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
особенности и основания перечисления застройщику денежных средств участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
особенности внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на российские аналоги;
особенности и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации;
особенности подготовки документации по планировке территории, выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, размещения сведений в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Кроме того, Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе определить особенности:
организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий;
организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе условия и требования, соблюдение которых необходимо для предоставления таких услуг, порядок переоформления и продления или приостановления срока действия документов, выданных по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, особый порядок взаимодействия органов публичной власти, многофункциональных центров с заявителями;
регулирования трудовых отношений, а также отношений в области содействия занятости населения, социального обеспечения и в ряде иных сфер.
Федеральным законом предусмотрено, что отдельные полномочия Правительства Российской Федерации из числа указанных выше могут быть возложены на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.А. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.