Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 4 марта 2022 г. N 3.6-03/745
по проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств) (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 4 марта 2022 года (проект N 80712-8 внесен Правительством Российской Федерации), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на защиту национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Федеральный закон учреждает новую редакцию отдельных положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", регламентирующие следующие особенности правового режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
- устанавливается право Правительства Российской Федерации при осуществлении закупки способом электронного запроса котировок, где начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, принять решение об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий;
- устанавливается право до 1 января 2023 года менять существенные условия контракта по соглашению сторон;
- расширяется перечень случаев закупок у единственного поставщика в части закупок медицинского оборудования и лекарственных средств;
- предусматривается до 31 декабря 2022 года право Правительства Российской Федерации устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также порядок осуществления закупок в таких случаях;
- устанавливается до 31 декабря 2022 года право высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации предусматривать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, а также порядок осуществления закупок в таких случаях.
Кроме того, Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которыми устанавливаются дополнительные полномочия Правительства Российской Федерации в области осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; меняются предельные сроки, в течение которых не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также устанавливается период по 31 декабря 2024 года, в течение которого не проводятся плановые проверки в отношении имеющих государственную аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Изменения в Федеральный закон от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" расширяют полномочия органов управления свободной экономической зоной в части определения порядка ведения единого реестра участников свободной экономической зоны, которым может быть, в том числе определена информация об участнике свободной экономической зоны, не подлежащая публикации. Наряду с этим устраняется ограничение для инвесторов с предоставлением возможности получения статуса участника свободной экономической зоны независимо от места государственной регистрации при наличии филиала и (или) представительства на территории Республики Крым или территории города Севастополя.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" устанавливающие, что до 1 января 2023 года в целях оказания поддержки членам саморегулируемых организаций допускается предоставление саморегулируемыми организациями займов своим членам за счет средств компенсационного фонда (до 50 процентов фонда) обеспечения договорных обязательств. Правительство Российской Федерации должно будет определить предельные размеры таких займов, предельные значения процентов за пользование займами, предельный срок и цели их предоставления, требования к членам саморегулируемых организаций, которым могут быть предоставлены займы, и порядок контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам.
Федеральным законом внесены изменения в статью 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", статью 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и ряд статей Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предоставляющие полномочия Правительству Российской Федерации принимать решения о дополнительной индексации социальных пенсий, пенсий военнослужащих и членов их семей, участников Великой Отечественной войны, граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", граждан, награжденных знаком "Житель осажденного Севастополя", граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и пенсий членов их семей, граждан из числа работников летно-испытательного состава. Одновременно Правительству Российской Федерации предоставляется право принимать решение о дополнительном увеличении стоимости одного пенсионного коэффициента при расчете страховой пенсии, а также о дополнительной индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Данные инструменты позволяют увеличивать размер страховой пенсии. Эти меры предоставят возможность Правительству Российской Федерации оперативно повышать выплаты пенсионерам в условиях роста инфляции, поддержать наиболее социально уязвимую группу граждан Российской Федерации.
Учреждается новая редакция отдельных положений Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" с предоставлением Правительству Российской Федерации права определить порядок государственной регистрации лекарственных препаратов и внесения изменений в документы, содержащиеся в их регистрационном досье в случае дефектуры лекарственных препаратов или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера; а также установить особенности государственного регулирования предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в зависимости от изменения курса иностранной валюты.
Особенности обращения медицинских изделий, включая особенности государственной регистрации, в случае дефектуры медицинских изделий или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, устанавливаются Правительством Российской Федерации. (Внесение изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Правительство Российской Федерации наделяется правом:
- принять решение об установлении ограничений на вывоз из Российской Федерации медицинских изделий, ранее ввезенных в Российскую Федерацию с территорий стран, принявших решение о введении в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера;
- установить особенности обращения биомедицинских клеточных продуктов, в том числе особенности их государственной регистрации (статья 8 "Государственная регистрация биомедицинских клеточных продуктов" Федерального закона от 23 июня 2016 года N 180-ФЗ "О биомедицинских клеточных продуктах").
В целях стимулирования создания и развития на территории Российской Федерации производства лекарственных препаратов для медицинского применения или медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов, Правительство Российской Федерации вправе принять решение об установлении особенностей лицензирования фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств, деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), а также особенностей применения требований к внедрению, поддержанию и оценке системы управления качеством медицинских изделий в зависимости от потенциального риска их применения.
Федеральным законом устанавливаются особенности применения Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) и Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в части отмены обязанности хозяйственного общества, в случае снижения стоимости его чистых активов ниже размера уставного капитала по окончании 2022 года, принимать решение об уменьшении уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов либо о ликвидации общества.
Федеральным законом уточняется порядок формирования повестки дня годового общего собрания акционеров при подготовке к его проведению в 2022 году в части установления даты проведения общего собрания акционеров, внесения и рассмотрения советом директоров (наблюдательным советом) предложений в указанную повестку дня и предложения о выдвижении кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) и иные органы управления обществом.
С целью поддержания фондового рынка публичным акционерным обществам дается право до 31 декабря 2022 года приобретать размещенные ими акции при наличии в совокупности ряда условий, в частности, акции должны приобретаться на организованных торгах на основании заявок, адресованных неограниченному кругу участников торгов. При этом положения статьи 72 Федерального закона N 208-ФЗ, регламентирующие порядок приобретения обществом размещенных акций, на такие сделки распространяться не будет.
Наряду с этим, Федеральным законом Правительство Российской Федерации наделено полномочием принимать в 2022 году решения в отдельных сферах деятельности, предусматривающие:
- особенности оценки соответствия выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации продукции требованиям технических регламентов и обязательным требованиям;
- особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий;
- особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов, включения в реестр, а также иных разрешительных режимов, установленных законодательством Российской Федерации;
- установление особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве;
- особенности включения объектов недвижимости в реестр проблемных объектов;
- особенности передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства;
- особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг;
- перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не могут применяться положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы;
- установление особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также отношений в области содействия занятости населения с учетом мнения Российской трехсторонней комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
- особенности выплаты пенсий, осуществления иных выплат и обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, лицам, проживающим за пределами территории Российской Федерации;
- особенности правового регулирования в сфере оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, социальной защиты (поддержки) отдельных категорий граждан, а также предоставления отдельным категориям граждан в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи социальных услуг и иных социальных гарантий и выплат;
- особенности исчисления и установления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения;
- особенности исчисления и установления МРОТ;
- особенности осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обеспечение защиты прав и интересов российских граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденно прекративших его.
Федеральным законом введены нормы в сфере страхования в части увеличения с 10% до 50% доли передаваемых российской страховой компании и принимаемых Национальной перестраховочной компанией (РНПК) в обязательном порядке обязательств в перестрахование по страховой выплате по:
- договорам обязательного страхования, подлежащим перестрахованию в перестраховочном пуле, предусмотренном федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;
- договорам страхования в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- договорам страхования имущественных интересов лиц, в отношении которых имеются ограничения, прямо или косвенно связанные с решениями органов иностранных государств или международных организаций и препятствующие их перестрахованию за пределами территории Российской Федерацией.
Федеральным законом введены нормы в части потребительских кредитов (займов) - право Совета директоров Банка России устанавливать периоды, в течение которых ограничение по размеру полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее - ПСК) (предусматривающие, что ПСК не может превышать более чем на одну треть наименьшую из следующих величин: 365 процентов годовых или рассчитанное Банком России среднерыночное значение ПСК соответствующей категории потребительского кредита (займа)) не подлежит применению;
Федеральным законом установлена возможность для граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства обратиться к кредитору с требованием о предоставлении им "кредитных каникул" при условии, что соответствующий кредитный договор (договор займа) был заключен в период до 1 марта 2022 года. Соответствующее право заемщика может быть реализовано в период с 1 марта по 30 сентября 2022 года (при этом в силу действующим законодательством предусмотрено право Правительства Российской Федерации продлить указанный период действия "кредитных каникул"). Если заемщик воспользовался правом на кредитные каникулы в "ковидный период", то это не препятствует ему в реализации права на кредитные каникулы в указанный период действия санкций;
Установлено право публичных акционерных обществ до 31 декабря 2022 года включительно приобретать размещенные ими акции при наличии в совокупности следующих условий:
- приобретаемые акции допущены к организованным торгам;
- средневзвешенная цена приобретаемых акций, определенная за любые 3 месяца начиная с 1 февраля 2022 года, снизилась по сравнению со средневзвешенной ценой таких акций, определенной за 3 месяца начиная с 1 января 2021 года, на 20 и более процентов;
- значение основного индекса фондового рынка, рассчитанное организатором торговли за любые три месяца начиная с 1 февраля 2022 года, снизилось по сравнению со значением такого индекса, рассчитанным организатором торговли за три месяца начиная с 1 января 2021 года, на 20 и более процентов;
- акции приобретаются на организованных торгах на основании заявок, адресованных неограниченному кругу участников торгов;
- приобретение акций осуществляется брокером по поручению публичного акционерного общества;
- советом директоров (наблюдательным советом) публичного акционерного общества принято решение о приобретении размещенных им акций, которым определены категории (типы) приобретаемых акций, количество приобретаемых акций каждой категории (типа), срок, в течение которого осуществляется приобретение акций и который должен истекать не позднее 31 декабря 2022 года.
Реализация норм Федерального закона не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, а также увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти.
Реализация норм Федерального закона будет способствовать оперативному принятию мер Правительством Российской Федерации в целях поддержки субъектов экономической деятельности и созданию условий для устойчивого экономического развития в обстоятельствах санкционного давления со стороны иностранных государств, а также обеспечению защиты граждан Российской Федерации посредством устранения рисков пенсионного обеспечения, осуществления социального страхования, оказания медицинской помощи, обеспечения лекарственными препаратами в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом "в" (финансовое и кредитное регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности поддерживают рассматриваемый законопроект.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.