Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 84963-8 "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения финансовой стабильности Российской Федерации в связи недружественными действиями иностранных государств и международных организаций и предусматривает установление на период до 31 декабря 2022 г. специального регулирования отношений в сфере финансового рынка и корпоративных отношений.
В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 в целях исключения правовых оснований возможной дестабилизации деятельности российский акционерных обществ в кризисный период путем злоупотребления акционерными правами, в том числе и со стороны иностранных акционеров, повышается с одного до пяти процентов голосующих акций общества, установленный законодательством об акционерных обществах порог участия в капитале акционерного общества, предоставляющий право на получение документов акционерного общества, право на оспаривание в суде сделок общества, в том числе по основанию их крупности, право на оспаривание в суде действий общества или члена его совета директоров.
В соответствии со вторым пунктом статьи 1 в целях минимизации риска отказа иностранными страховщиками от исполнения своих обязательств по перестраховочным контрактам, а также в целях формирования устойчивой российской перестраховочной инфраструктуры, российским страховщикам запрещается заключать сделки с иностранными страховщиками, перестраховщиками и страховыми брокерами из недружественных государств, в том числе указанный запрет распространяется и на перечисление российскими страховщиками денежных средств по договорам, заключенным до даты вступления в силу настоящего рассматриваемого закона. В исключительных случаях перечисления в адрес иностранных перестаховщиков, страховых брокеров из недружественных стран возможны на основании разрешения, выдаваемого Центральным банком Российской Федерации.
Также в целях создания адаптивной модели регулирования перестраховочной деятельности в Российской Федерации на период реализации недружественных действий со стороны США и примкнувших к ним стран и организаций, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 законопроекта Совет директоров Банка России наделяется правом определять обязательства, не подлежащие передаче перестрахователем (страховщиком) национальной перестраховочной компании в перестрахование на основании пункта 1 статьи 13.3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 законопроекта в целях исключения раскрытия финансовыми организациями чувствительной информации о структуре своего капитала, о контролирующих ее лицах, а также иной информации, которая может быть использована недружественными странами для целей применения санкций в отношении таких компаний и контролирующих ее лиц, Совет директоров Банка России наделяется правом определять перечень информации финансовых организаций, которую они вправе не раскрывать для неограниченного круга лиц, даже если такое раскрытие требуется в силу действующего регулирования, при том, что соответствующая информация в любом случае должна будет направляться в Банк России в установленном порядке. Аналогичным образом Совет директоров Банка России будет вправе не раскрывать данную информацию для неограниченного круга лиц на своем сайте в сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 на российские юридические лица, освобожденные на основании Постановления Правительства Российской Федерации от раскрытия информации об их деятельности, возлагается обязанность направлять уведомления, содержащие информацию, которая не раскрывается, не только в Банк России, как это предусмотрено Законом об акционерных общества, Законом о рынке ценных бумаг и Законом о противодействии инсайдерской торговле и манипулированию, но также и в Росимущество. Кроме того, соответствующая информацию будет предоставляться Банком России и Росимуществом в адрес Минфина России и Счетной палаты Российской Федерации по их запросу.
Также в силу пункта 6 статьи 1 законопроекта кредитные организации, являющиеся уполномоченными банками, вправе осуществлять продажу физическим лицам драгоценных металлов в слитках за иностранную валюту.
Кроме того, законопроект уточняет режим реализации института "кредитных каникул" для целей его применения в текущей ситуации, а также режим обратного выкупа акций самим акционерным обществом, определенный в ранее принятом законопроекте, в части исключения условий для реализации права на обратный выкуп.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), а также информации о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов (федеральные законы) с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)м и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.