Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 84971-8 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики правового акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях обеспечения устойчивого бесперебойного функционирования транспортного комплекса и поддержки хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности в условиях внешнего санкционного давления.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Принятие законопроекта не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен правовой акт. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
В сфере гражданской авиации.
Законопроектом предусматриваются возможность выдачи сертификатов летной годности на основании дополнительных сертификатов типа, выданных уполномоченным органом в области гражданской авиации иностранного государства при изменении типовой конструкции гражданского воздушного судна до 1 января 2022 года, особенности государственной регистрации предназначенных для выполнения полетов гражданских воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и особенности государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, а также систематизация требований в сфере нормирования летной годности.
Положения законопроектов направлены на сохранение парка иностранных воздушных судов у эксплуатантов Российской Федераций в целях обеспечения бесперебойного функционирования деятельности в области гражданской авиации в рамках принятия "антисанкционных мер".
В сфере морского и внутреннего водного транспорта.
Законопроектом предусматривается полномочие Правительства Российской Федерации на установление в отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их порты в отношении аналогичных судов Российской Федерации, ответных ограничений.
В сфере железнодорожного транспорта.
На сегодняшний день членами Совета по железнодорожному транспорту государств Содружества (далее - Совет) наряду с Российской Федерацией являются Украина, а также прибалтийские государства.
При этом актами Совета, регулируется очень широкий перечень вопросов деятельности железнодорожного транспорта, затрагивающие как организационные вопросы взаимоотношений иностранных железных дорог, так и вопросы организации и осуществления перевозочного процесса.
В целях исключения рисков применения на территории Российской Федерации решений Совета, потенциально противоречащих интересам Российской Федерации, предлагается внести изменения в статью 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - N 17-ФЗ), установив право Минтранса России определять особенности применения на территории Российской Федерации актов Совета, а также иных международных организаций в области железнодорожного транспорта (например, ОТИФ, МСЖД).
Законопроектом устанавливается требование об обязательном прохождении железнодорожным подвижным составом пономерного учета.
В настоящее время у Российской Федерации отсутствует реальная возможность произвести удержание железнодорожного подвижного состава, принадлежащего иностранным администрациям, в том числе Украины и прибалтийских государств, в ответ на возможное удержание ими российских вагонов.
В текущих условиях, а также учитывая наличие повышенного риска наложения на российские компании санкционных ограничений, существует необходимость регулирования отношений в области пономерного учета на уровне российского нормативного правового акта.
В сфере транспортной безопасности.
Перенос срока с 1 января 2022 г. на 31 декабря. 2023 г. в части проведения сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности позволит субъектам транспортной инфраструктуры перераспределить финансовые средства, необходимые для проведения процедуры сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Реализация указанных мер будет иметь следующие социально-экономические эффекты:
в сфере гражданской авиации:
- упрощение процедур сертификации и допуска к эксплуатации воздушных судов, посредством установления применимости в Российской Федерации разрешительной документации (дополнительный сертификат типа), выданной уполномоченными органами иностранного государства;
- сохранение парка иностранных воздушных судов у эксплуатантов Российской Федерации в целях обеспечения бесперебойного функционирования деятельности в области гражданской авиации;
- функционирование российского реестра воздушных судов и максимального упрощения перехода судов с иностранных юрисдикций;
в сфере морского и внутреннего водного транспорта:
- обеспечение незамедлительного реагирования Российской Федерацией на вводимые в отношении Российской Федерации ограничительные меры экономического характера;
в сфере железнодорожного транспорта:
- исключение рисков применения на территории Российской Федерации решений международных организаций, потенциально противоречащих интересам Российской Федерации;
5. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Законопроект не влияет на достижение целей государственных программ.
Принятие законопроекта и последующая реализация его положений не повлекут отрицательных социальных, экономических и иных последствий.
6. Оценка регулирующего воздействия
Заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия, предусмотренного пунктом 60 (1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, отсутствует.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Предлагаемые решения не влекут за собой:
- изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
- сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
8. Описание и оценка замечаний и предложений по данному вопросу
В настоящее время замечаний и предложений не поступало.
9. Необходимость внесения изменений в другие нормативно-правовые акты
Реализация положений законопроекта не влечет за собой необходимости внесения изменений в иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
10. Соответствие проекта акта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
11. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
Законопроект содержит положения, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере транспорта" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия:
1. постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил подготовки и принятия решения о введении и (или) отмене ответных ограничений в отношении судов, плавающих под флагом иностранного государства, зарегистрированных в реестре судов иностранного государства, эксплуатируемых на праве собственности либо иных законных основаниях лицом, связанным с иностранным государством, конечными бенефициаром деятельности которого являются лица, каким-либо образом связанные с иностранным государством, в которых имеются ограничения захода в их морские порты в отношении судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, зарегистрированных в одном из реестров судов Российской Федерации, эксплуатируемых на праве собственности либо иных законных основаниях лицом, связанным с Российской Федерацией, конечными бенефициарами деятельности которого являются лица, каким-либо образом связанные с Российской Федерацией".
Срок подготовки: в течение 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Соисполнители: МИД России, Минобороны России, ФСБ России.
2. постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил подготовки и принятия решения о введении и (или) отмене ответных ограничений в отношении судов смешанного (река - море) плавания, плавающих под флагом иностранного государства, Зарегистрированных В реестре судов иностранного государства, эксплуатируемых на праве собственности либо иных законных основаниях лицом, связанным с иностранным государством, конечными бенефициаром деятельности которого являются лица, каким-либо образом связанные с иностранным государством, в которых имеются ограничения захода в их морские порты и, прохода по их внутренним водным путям в отношении судов смешанного (река - море) плавания, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, зарегистрированных в одном из реестров судов Российской Федерации, эксплуатируемых на праве собственности либо иных законных основаниях лицом, связанным с Российской Федерацией, конечными бенефициарами деятельности которого являются лица, каким-либо образом связанные с Российской Федерацией".
Срок подготовки: в течение 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации,
Исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Соисполнители: МИД России, Минобороны России, ФСБ России, ФТС России, Росгвардия.
3. постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа и функции специалистов по техническому обслуживанию гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее и беспилотной авиационной системы в составе с беспилотным гражданским воздушным судном с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, функции сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, а также выдачи указанных свидетельств и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2022 г. N 193" в части дополнения Правил порядком приостановления действия и аннулирования свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Срок подготовки: в течение 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Соисполнители: Минэкономразвития России.
4. постановления Правительства Российской Федерации, определяющего этапы и сроки реализации требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных частью 1 статьи 8 Федерального закона "О транспортной безопасности", в части оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" или используемых этим обществом на ином законном основании.
Срок подготовки: в течение 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Соисполнители: Минэкономразвития России, ФСБ России.
5. постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении особенностей государственной регистрации предназначенных для выполнения полетов гражданских воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и особенности государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними".
Срок подготовки: в течение 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Соисполнители: Минэкономразвития России.
6. постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении особенностей исполнения договоров финансовой аренды (лизинга), договоров аренды иностранных воздушных судов, используемых для полетов лицами, указанными в пункте 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, авиационных двигателей и договоров финансовой аренды (договоров лизинга) транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Срок подготовки: в течение 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель; Министерство транспорта Российской Федерации.
Соисполнители: Минэкономразвития России, Минфин России.
7. постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении особенностей определения объема работ, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом (этапом исполнения контракта) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом, за невыполнение которого подрядчик выплачивает заказчику штраф и определения размера такого штрафа".
Срок подготовки: в течение 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Соисполнители: Минэкономразвития России, Минфин России, ФАС России.
8. постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Типовых условий государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом".
Срок подготовки: в течение 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Соисполнители: Минэкономразвития России, Минфин России, ФАС России.
9. постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. N 658" в части изменения максимальной взлетной массы беспилотных гражданских воздушных судов, подлежащих учету, с 0,25 килограмма на 0,15 килограмма.
Срок подготовки: в течение 10 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Соисполнители: Минэкономразвития России.
10. приказа Минтранса России "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим заправку гражданских воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и (или) обработку специальными жидкостями. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заправку гражданских воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и (или) обработку специальными жидкостями, требованиям федеральных авиационных правил".
Срок подготовки: в течение 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Соисполнители: Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минпромторг России.
11. приказа Минтранса России "Сертификация радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, и юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление указанного оборудования".
Срок подготовки: в течение 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Соисполнители: Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минобороны России.
12. приказа Минтранса России "Об утверждении требований к сертификационным центрам и испытательным лабораториям, порядка аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий, требований к реестру аккредитованных сертификационных центров, испытательных лабораторий и порядка ведения такого реестра".
Срок подготовки: в течение 30 дней со дня принятия на заседаний Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Соисполнители: Минэкономразвития России, Минфин России, Минпромторг России,
13. приказа Минтранса России "Об установлении допустимого значения коэффициента допущенных иностранным перевозчиком и водителями транспортных средств, принадлежащих иностранному перевозчику, нарушений законодательства Российской Федерации в области автомобильного транспорта и утверждении Порядка расчета такого коэффициента".
Срок подготовки: в течение 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Соисполнители: Минэкономразвития России, Минин России.
14. приказа Минтранса России "Об утверждении Правил осуществления пономерного учета предназначенного для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожного подвижного состава и контейнеров".
Срок подготовки: в течение 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель: Министерство транспорта Российской федерации.
15. приказа Федерального агентства воздушного транспорта "Об утверждении норм летной годности, которые обязательны для применения федеральными органами исполнительной власти, а также юридическими и физическими лицами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке, эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов".
Срок подготовки: в течение 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель: Федеральное агентство воздушного транспорта
16. приказа Федерального агентства воздушного транспорта "Об утверждении перечня областей аккредитации, сертификационных центров, испытательных лабораторий".
Срок подготовки: в течение 30 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель: Федеральное агентство воздушного транспорта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.