Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 84923-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) подготовлен во исполнение пункта 18 плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Корпоративное управление, специальные административные районы, процедура банкротства, оценочная деятельность", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 г. N 1723-р.
В целях создания условий и механизмов возврата российского и привлечения зарубежного капитала из иностранных юрисдикций с августа 2018 г. в Российской Федерации функционируют специальные административные районы (далее - САР) на о. Русский (Приморский край) и о. Октябрьский (Калининградская область).
Принятие пакета соответствующих федеральных законов создало механизмы для перевода иностранных юридических лиц в Российскую Федерацию в качестве резидентов САР в результате процедуры редомициляции с изменением юридического адреса при сохранении корпоративной структуры.
С ноября 2019 г. введена возможность регистрации в порядке редомициляции или инкорпорации на территориях САР международных фондов, осуществляющих управленческие (в т.ч. владение и управление активами), социальные или иные функции некоммерческого характера.
Право стать участником САР в порядке редомициляции предоставлено иностранным юридическим лицам при условии изменения местонахождения с иностранной юрисдикции на российскую с присвоением, при соблюдении определенных условий, особого статуса международной компании или международного фонда.
Международной компании, в свою очередь, предоставлено право, при соблюдении условий, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), признаваться международной холдинговой компанией (далее - МХК) и претендовать на налоговые льготы, в частности на пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций в отношении дивидендных доходов. В 2022 году такое право также предоставлено российским организациям.
С целью повышения привлекательности САР, формирования привлекательной инвестиционной среды для инвесторов, стимулирования перевода иностранных компаний в российскую юрисдикцию путем прохождения процедуры редомициляции, расширения возможности для редомициляции иностранных юридических лиц из других юрисдикций предлагается усовершенствовать налоговый режим в таких районах посредством реализации следующих мер:
либерализация требований к организациям, претендующим на статус МХК при редомициляции в САР, за счет предоставления возможности получения статуса МХК организациям, созданным до 1 января 2020 г., и смягчения требования о неизменности состава контролирующих лиц организаций. В частности, это позволит воспользоваться возможностью приобрести статус МХК организациям, у которых сейчас такая возможность отсутствует, а именно организациям, созданным в 2018 - 2019 гг., а также организациям, у которых в составе контролирующих лиц произошли несущественные изменения (не более 25%)
предоставление возможности применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций к отдельным видам доходов, полученным (выплаченным) МХК, при соблюдении ряда условий (в том числе преобладание доходов от пассивной деятельности в общей сумме доходов МХК, выполнение установленных Кодексом требований к составу штата сотрудников, к месту нахождения и площади офисного помещения, а также к объему и виду инвестиций МХК на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположено место нахождения МХК);
исключение из налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходов и расходов МХК от участия в реализации проектов по геологическому изучению, разведке, добыче полезных ископаемых и иных предусмотренных указанными проектами операций при условии, что такие проекты осуществляются в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или иными соглашениями (контрактами), заключенными с иностранным государством (территорией), правительством соответствующего государства (территории) или с уполномоченными этим правительством институтами (органами государственной власти, государственными компаниями), при одновременном соблюдении ряда условий;
установление переходного периода (с 1 января 2021 г. до 31 декабря 2023 г.) для применения подпункта 1.1 пункта 3 статьи 284 Кодекса в целях статьи 312 Кодекса;
исключение возможности использования МХК налоговых льгот в случае невыполнения ими требования Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах" об исключении таких компаний из реестра иностранных юридических лиц;
установление государственной пошлины за государственную регистрацию международной компании в порядке редомициляции, а также за ежегодное подтверждение статуса международной компании в размере 150 000 рублей. Установление ежегодной уплаты государственной пошлины в обозначенном размере необходимо для компенсации расходов управляющей компании на оказание участникам САР услуг, необходимых для осуществления деятельности в САР;
закрепление в Кодексе стабилизационной оговорки, направленной на сохранение и неухудшение правил по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и транспортному налогу, действовавших на день приобретения участником САР статуса международной холдинговой компании.
Изложенные меры позволят повысить востребованность САР, но при этом обеспечат баланс интересов государства и бизнеса с учетом проводимой политики по пересмотру соглашений об избежании двойного налогообложения.
Положения проекта федерального закона не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проектом федерального закона не предусматривается введение каких-либо административных и иных ограничений, а также возложение дополнительных обязанностей на субъекты предпринимательской и иной деятельности, способствующих увеличению их издержек.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" потребует разработки и принятия следующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
1) приказа ФНС России "Об утверждении формы (формата), а также порядка направления высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации информации о принятом решении об исполнении (неисполнении) обязанности международной холдинговой компанией, установленной абзацем первым пункта 4 статьи 284.10 Налогового кодекса Российской Федерации, в налоговый орган по месту нахождения международной холдинговой компании".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - ФНС России.
Федеральные органы исполнительной власти - соисполнители - Минфин России.
Срок подготовки - 6 месяцев с даты принятия Федерального закона;
2) приказа ФНС России "О внесении изменений в приказ ФНС России от 23 сентября 2019 г. N ММВ-7-3/475@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - ФНС России.
Федеральные органы исполнительной власти - соисполнители - Минфин России.
Срок подготовки - 9 месяцев с даты принятия Федерального закона;
3) приказа ФНС России "Об утверждении формы сведений, представляемых международной холдинговой компанией в качестве документального подтверждения соблюдения условий, установленных подпунктами 1-5 пункта 2 статьи 284.10 Налогового кодекса Российской Федерации".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - ФНС России.
Федеральные органы исполнительной власти - соисполнители - Минфин России.
Срок подготовки - 9 месяцев с даты принятия Федерального закона.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.