Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 4 марта 2022 г. N 5.1-01/447
по Федеральному закону "О внесении изменений в статьи 4 и 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 4 марта 2022 года
Проект названного Федерального закона (законопроект N 80713-8) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 3 марта 2022 года.
Федеральным законом предусматривается внесение в статью 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) изменений, согласно которым Правительству Российской Федерации предоставляется право в 2022 году издавать нормативные правовые акты в сфере налогов и сборов, предусматривающие, в частности, в период с 1 января до 31 декабря 2022 года (включительно): приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля; продление установленных Налоговым кодексом сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов, а также продление сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу; продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).
Кроме того, Правительству Российской Федерации предоставляется право устанавливать дополнительные основания предоставления в 2022 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления, основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).
Федеральным законом предоставляется право высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в 2022 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2022 года (включительно) продление сроков уплаты единого сельскохозяйственного налога, налогов, предусмотренных упрощенной и патентной системами налогообложения, а также продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора в случае, если указанные сроки не продлены Правительством Российской Федерации.
Аналогичные полномочия были предоставлены Правительству Российской Федерации и высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в 2020 году на период с 1 января до 31 декабря 2020 года.
Кроме того, в связи с внесением в Федеральный закон от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 140-ФЗ) изменений, предусматривающих проведение четвертого этапа добровольного декларирования физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках, в статье 45 Налогового кодекса устанавливается дополнительное условие, при котором взыскание налога налоговыми органами не производится.
Так, взыскание налога не производится в случае если обязанность по его уплате возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2022 года в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в ходе четвертого этапа декларирования в соответствии с Федеральным законом N 140-ФЗ, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
В соответствии со статьей 2 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. При этом предусмотренные Федеральным законом нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут предусматривать их применение к правоотношениям, возникшим с 1 января 2022 года.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктом "и" (установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации) статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается финансового регулирования. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 18 марта 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.