Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 84984-8 "О внесении изменений в пункт 4 статьи 75 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (об отдельных мерах налоговой поддержки), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
В целях сохранения финансовой устойчивости юридических лиц предлагается в 2022 - 2023 годах не применять в отношении организаций норму о повышенном размере пени с 31 дня просрочки исполнения обязанности по уплате налога (1/150 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации).
С целью развития внутреннего туризма и повышения его доступности законопроектом предлагается установить на 5 лет нулевую ставку налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении услуг по:
предоставлению в аренду, пользование на ином основании объекта туристской индустрии (определяемого на основании реестра объектов туристской индустрии, утверждаемого Правительством Российской Федерации);
предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения. При этом, в отношении объектов туристской индустрии, включенных в реестр объектов туристской индустрии, нулевая ставка НДС будет подлежать применению в течение 5 лет начиная с налогового периода после введения таких объектов в эксплуатацию.
Одновременно предлагается перечень документов, представление которых будет необходимо в целях подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС по указанным услугам, а также устанавливается момент определения налоговой базы при их реализации (последнее число соответствующего налогового периода).
В отношении налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) предлагается освободить от налогообложения:
- доходы в виде материальной выгоды, полученной в 2022 - 2023 годах от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами налогоплательщиками, состоящими с организациями (индивидуальными предпринимателями), от которых получены указанные заемные (кредитные) средства, в трудовых отношениях;
- доходы в виде процентов, полученных в 2021 - 2022 годах по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предлагаются меры по стимулированию перевода ценных бумаг (долей) российских организаций из собственности иностранных компаний в собственность российских лиц.
Так, предусматривается освобождение от НДФЛ доходов в виде полученных налогоплательщиком в 2022 году в собственность ценных бумаг российских организаций, долей участия в уставном капитале российских организаций, паев паевых инвестиционных фондов, управление которыми осуществляют российские управляющие компании, государственных ценных бумаг государств - участников Союзного государства, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг от иностранной организации, в отношении которой налогоплательщик являлся контролирующим лицом по состоянию на 31 декабря 2021 года, а также в виде материальной выгоды, полученной от приобретения указанных акций (долей, паев) у такой иностранной организации (проектируемый новый пункт 60.2 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Одновременно статья 214.1 Кодекса дополняется положением, предусматривающим, что в случае передачи налогоплательщиком ценных бумаг или долей в уставном капитале российской организации, при получении которых соответствующие доходы освобождались от налогообложения на основании пункта 60.2 статьи 217 Кодекса, эмитенту ценных бумаг (управляющей компании паевого инвестиционного фонда), а также третьим лицам в соответствии с договором купли-продажи или договором мены ценных бумаг в составе расходов налогоплательщика, связанных с приобретением ценных бумаг, учитывается сумма, равная стоимости переданных ценных бумаг и (или) долей в уставном капитале российской организации, определяемой по данным учета передающей иностранной организации.
При подготовке законопроекта ко второму чтению предлагаем предусмотреть аналогичные нормы для организаций при расчете налога на прибыль организаций.
В части налога на прибыль организаций предусматривается в целях реализации мер поддержки, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 года N 83, для организаций отрасли информационных технологий установить ставку налога в размере 0 процентов на 2022 - 2024 годы.
Также законопроектом предлагаются изменения, направленные на расширение "безопасного" интервала для учета в расходах процентов по долговым обязательствам. Кроме того, в целях исключения влияния на налоговые обязательства расчетных величин, зависящих от изменения курса рубля к иностранным валютам, предусматривается в 2022 - 2024 годах курсовую разницу, начисленную по требованиям (обязательствам), выраженным в иностранной валюте, учитывать при расчете налоговой базы по мере погашения указанной задолженности. Помимо этого, предусматривается возможность перехода в течение 2022 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли.
В части транспортного налога предлагается при расчете суммы налога применять только повышающий коэффициент в размере 3 в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет и в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет. Изменения порядка исчисления транспортного налога предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.
В части налога на имущество организаций предусматривается, что в 2023 году для расчета налоговой базы будет применяться кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2022 года.
При подготовке законопроекта ко второму чтению предлагаем рассмотреть вопрос об установлении аналогичных норм при расчете налога на имущество физических лиц и земельного налога, а также иных мер поддержки физических лиц.
По законопроекту имеется ряд замечаний юридико-технического характера.
Учитывая, что проект федерального закона подготовлен в целях реализации мер налоговой поддержки бизнеса и граждан, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении законопроект N 84984-8 "О внесении изменений в пункт 4 статьи 75 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.