Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 4 марта 2022 г. N 3.5-04/278
по проекту федерального закона N 1197680-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 4 марта 2022 года, комитет по предметам своего ведения отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на установление административной ответственности юридического лица за совершение в его интересах физическим лицом сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, полученными преступным путем, по аналогии с административной ответственностью, применяемой за получение незаконного вознаграждения от имени юридического лица (статья 15.27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Предусматривается, что совершение в интересах юридического лица физическим лицом сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, полученными преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости иного имущества, являющихся предметом административного правонарушения, с конфискацией денежных средств или иного имущества либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до 30 суток с конфискацией денежных средств или иного имущества либо без таковой.
При этом юридическое лицо признается виновным в совершении данного правонарушения в случае совершения правонарушения:
1) физическим лицом, уполномоченным совершать действия от имени юридического лица;
2) физическим лицом, занимающим должность в органах управления юридического лица или органах, осуществляющим контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью;
3) бенефициарным владельцем юридического лица.
Согласно Федеральному закону, юридическое лицо освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если оно способствовало выявлению данного правонарушения.
Кроме этого, предусматриваются положения, регулирующие вопросы конфискации имущества, полученного в результате совершения в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем, а также ареста имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за соответствующие правонарушения.
Предполагается, что дела об административных правонарушениях по статье 15.27.3 КоАП будут рассматривать судьи, а составлять протоколы - должностные лица Федеральной службы по финансовому мониторингу, как органа, осуществляющего функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и органов прокуратуры Российской Федерации. Для данного правонарушения установлен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности - три года.
Федеральным законом альтернативным наказанием в виде дисквалификации на срок до 1 года дополняется статья 14.25.1 КоАП, предусматривающая административную ответственность за нарушение юридическим лицом обязанностей по установлению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах.
Вводится административная ответственность за неприменение принудительных мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, предусмотренных законодательством Российской Федерации о специальных экономических мерах и принудительных мерах. За данное правонарушение предусмотрено наказание в виде штрафа для юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о специальных экономических мерах и принудительных мерах будет составлять шесть лет.
Также рассматриваемым Федеральным законом внесено изменение в статью в статью 14.1 КоАП в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым предусматривается осуществление четвертого этапа добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов. Согласно данным изменениям, лицо, задекларировавшее в ходе четвертого этапа декларирования имущество и (или) контролируемые иностранные компании, освобождается от административной ответственности со совершение правонарушений, предусмотренных статьями 14.1, 15.1, 15.3 - 15.6, 15.11, 15.25 КоАП, за совершение деяний, связанных с приобретением, использованием и распоряжением указанным имуществом и контролируемыми иностранными компаниями.
Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с момента официального опубликования Федерального закона.
Рассматриваемый Федеральный закон будет способствовать созданию новых эффективных мер противодействия преступлениям, совершаемым в интересах юридических лиц либо с использованием возможностей юридических лиц.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.