Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 4 марта 2022 г. N 3.1-05/593
по проекту федерального закона N 1197680-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", принятому Государственной Думой 4 марта 2022 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1197680-7) внесен в Государственную Думу 21 июня 2021 года Правительством Российской Федерации и был принят Государственной Думой 15 декабря 2021 года в первом чтении, 4 марта 2022 года - во втором и третьем чтениях.
Федеральный закон направлен на установление административной ответственности за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем, а также за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, и за призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации.
В этих целях Федеральный закон дополняет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новой статьей 15.27.3, устанавливающей административную ответственность юридического лица за совершение в его интересах сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, заведомо полученными для совершающего указанные сделки или финансовые операции лица преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
Федеральным законом предусматривается, что юридическое лицо признается виновным в совершении указанного административного правонарушения и подлежит административной ответственности в случаях совершения административного правонарушения: физическим лицом, уполномоченным на основании закона, иного правового акта, учредительного документа, договора или доверенности совершать действия от имени юридического лица; физическим лицом, занимающим должность в органах управления юридического лица или органах, осуществляющих контроль за финансово-хозяйственной деятельностью юридического лица; бенефициарным владельцем этого юридического лица в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Ответственность за совершение названных правонарушений Федеральным законом устанавливается в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере до 3-кратной суммы денежных средств, стоимости иного имущества, являющихся предметом административного правонарушения, с конфискацией денежных средств или иного имущества либо без таковой или административного приостановления деятельности на срок до 30 суток с конфискацией денежных средств или иного имущества либо без таковой. При этом согласно вносимым в часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ изменениям в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.3 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа замене на предупреждение не подлежит.
Также Федеральный закон дополняет статью 3.7 КоАП РФ новой частью 5, в соответствии с которой если имущество, полученное в результате совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.3 КоАП РФ, было приобщено к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть имущества, которая соответствует стоимости приобщенного имущества.
Одновременно Федеральным законом устанавливаются условия освобождения юридического лица от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.3 КоАП РФ, - если такое лицо способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением.
В целях уточнения пределов действия статьи 15.27.3 КоАП РФ Федеральным законом устанавливается, что юридическое лицо, совершившее указанное административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, если это административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если такое лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве. Иностранное юридическое лицо, совершившее за пределами Российской Федерации административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.27.3 КоАП РФ и направленное против интересов Российской Федерации, согласно вносимому в часть 2.1 статьи 2.6 КоАП РФ изменению подлежит административной ответственности на общих основаниях.
Федеральным законом предусматривается также уточнение места рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27.3 КоАП РФ, в случае совершения его за пределами Российской Федерации - по месту нахождения органа, возбудившего указанное дело.
С учетом необходимого времени для сбора доказательственной базы, а также проведения процессуальных действий Федеральным законом предусматривается установление 3-летнего срока давности привлечения к административной ответственности по статье 15.27.3 КоАП РФ и применение меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста денежных средств и имущества юридического лица. Также в целях обеспечения неотвратимости наказания Федеральным законом предлагается уплату штрафа, назначенного за совершение данного правонарушения, установить не позднее 7 дней с момента вступления в законную силу постановления суда о его наложении.
Кроме того, Федеральным законом вносится изменение в статью 4.5 КоАП РФ, направленное на увеличение до 3 лет срока давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 15.27 КоАП РФ.
Одновременно Федеральный закон дополняет статью 15.27.1 КоАП РФ новой частью 2, устанавливающей административную ответственность юридических лиц в виде наложения на них административного штрафа в размере от 300 000 до 500 000 рублей за неприменение принудительных мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, предусмотренных законодательством Российской Федерации о специальных экономических мерах и принудительных мерах. При этом в соответствии с вносимыми в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ изменениями срок давности привлечения к административной ответственности за совершение таких правонарушений составит 6 лет.
Кроме того, Федеральный закон дополняет КоАП РФ новыми статьями 20.3.3 и 20.3.4, устанавливающими административную ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях (часть 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ); в том числе названные действия, сопровождающиеся призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий, а равно создающие угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи (часть 2 статьи 20.3.3 КоАП РФ); призывы к осуществлению иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, совершенные гражданином Российской Федерации и (или) российским юридическим лицом (статья 20.3.4 КоАП РФ), если перечисленные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.3.3 и статьей 20.3.4 КоАП РФ, устанавливается в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей, на должностных лиц - от 100 000 до 200 000 рублей, на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей. При этом совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, повлечет наложение штрафных санкций в размере соответственно: на граждан - от 50 000 до 100 000 рублей, на должностных лиц - от 200 000 до 300 000 рублей, на юридических лиц - от 500 000 до 1 000 000 рублей.
В целях обеспечения механизма реализации новых статей КоАП РФ Федеральный закон наделяет полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.27.3 КоАП РФ, должностных лиц органов, осуществляющих контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.3.3 КоАП РФ, - должностных лиц органов внутренних дел (полиции); об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.3.4 КоАП РФ, - прокуроров, а рассмотрение дел о вышеуказанных правонарушениях относит к исключительной компетенции судей районных судов.
Кроме того, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 80716-8), которым предусматривается осуществление с 14 марта 2022 года по 28 февраля 2023 года четвертого этапа добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации, рассматриваемым Федеральным законом в примечание 3 к статье 14.1 КоАП РФ вносится изменение, в соответствии с которым в отношении лиц, являющихся декларантами, или лиц, информация о которых содержится в специальной декларации, поданной в ходе четвертого этапа декларирования в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", применяются гарантии освобождения от административной ответственности при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.1, 15.1, 15.3-15.6, 15.11, 15.25 КоАП РФ.
Названное изменение направлено на поддержание благоприятных условий для осуществления перевода финансовых активов в российскую юрисдикцию.
В соответствии со статьей 2 рассматриваемый Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, которые согласно данной статье вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.
Для реализации Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется внесения изменений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предлагает одобрить данный Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.