Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 11 марта 2022 г. N 3.6-03/864
по проекту федерального закона N 84992-8 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 11 марта 2022 года (проект N 84992-8 внесен Правительством Российской Федерации), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на поддержку промышленных предприятий в текущих условиях и стимулирование инвестиционной активности для создания новых промышленных производств путем возобновления механизма СПИК 1.0.
Целью специальных инвестиционных контрактов (далее - СПИК) - одной из форм взаимодействия государства и бизнеса - является привлечение внебюджетных инвестиций в развитие промышленности путем предоставления инвесторам льгот и преференций, а также обеспечения стабильных условий ведения бизнеса.
Возможность заключения СПИК 1.0 появилась в 2015 году в соответствии с новой редакцией статьи 16 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации". Разработанный в сжатые сроки инструмент рассматривался как один из ответов на вызовы 2014 года и был направлен на привлечение финансовых ресурсов, необходимых для дальнейшего экономического развития в условиях ограниченного доступа к иностранному капиталу. Положение о неизменности условий ведения бизнеса для участников специального инвестиционного контракта на весь срок его действия также было закреплено. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 708 "О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности" утверждены правила заключения федеральных СПИК 1.0, в соответствии с которыми регионы и муниципальные образования утверждали правила заключения региональных СПИК 1.0.
В 2019 году Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов" (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ) введен СПИК 2.0, представляющий собой соглашение между инвестором и публичной стороной - Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Возможность заключения новых СПИК 1.0 была отменена, но контракты, заключенные до принятия Федерального закона N 290-ФЗ, в том числе региональные СПИК сохраняют свое действие в соответствии с их условиями.
В настоящее время в условиях введенных санкций прогнозируются существенные риски при реализации большинства инфраструктурных проектов, в том числе проектов в отдельных отраслях промышленности Российской Федерации. В этой связи необходимо параллельное применение обоих механизмов СПИК.
С целью нивелирования последствий ограничительных мер Федеральный закон фиксирует изменения, внесенные в статью 2 Федерального закона N 290-ФЗ, обеспечивающие возможность заключения СПИК 1.0. Также обеспечиваются равные условия для инвесторов, заключивших СПИК 1.0 в 2016 - 2019 годах, чьи проекты в настоящее время находятся в активной фазе реализации и в связи с этим наиболее уязвимы в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций. С учетом этого дана возможность продления СПИК 1.0 с 10 до 12 лет.
Реализация норм Федерального закона не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, а также увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти.
Реализация норм Федерального закона будет способствовать поддержке деятельности хозяйствующих (промышленных предприятий) в текущих условиях и стимулированию инвестиционной активности для создания новых промышленных производств.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.