Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 11 марта 2022 г. N 3.5-03/343
по проекту федерального закона N 84963-8 "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 11 марта 2022 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона внесен Правительством Российской Федерации в целях обеспечения финансовой стабильности Российской Федерации и предусматривает специальное регулирование отношений в сфере финансового рынка и корпоративных отношений на период до 31 декабря 2022 года, а также уточняет режим реализации института "кредитных каникул" для целей его применения в текущих условиях.
Так, Федеральным законом до 31 декабря 2022 года:
- повышается до пяти процентов голосующих акций общества установленный законодательством порог участия в капитале акционерного общества, предоставляющий право на получение документов акционерного общества, право на оспаривание в суде сделок общества, в том числе крупных, право на оспаривание в суде действий общества или члена его совета директоров, что позволит исключить возможности для дестабилизации деятельности российских акционерных обществ;
- запрещается российским страховщикам заключать сделки со страховщиками, перестраховщиками и страховыми брокерами, являющимися лицами недружественных государств либо подконтрольными лицам недружественных государств. Запрет также распространяется на перечисление российскими страховщиками денежных средств указанным лицам по договорам, заключенным до даты вступления в силу Федерального закона. Исключение составляют действия, осуществляемые на основании разрешения Банка России. Данная мера позволит минимизировать риски отказа иностранными страховщиками исполнения обязанности по перестраховочным контрактам;
- Совет директоров Банка России наделяется правом определять:
1) обязательства, не подлежащие передаче перестрахователем (страховщиком) национальной перестраховочной компании в перестрахование на основании пункта 1 статьи 13.3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", что повысит гибкость Банка России в регулировании перестраховочной деятельности в Российской Федерации;
2) перечень информации кредитных, некредитных финансовых организаций, которую они вправе не раскрывать и (или) не предоставлять для неограниченного круга лиц. Также Совет директоров Банка России вправе не раскрывать данную информацию на своем сайте в сети "Интернет";
- предоставляется право кредитным организациям, являющимся уполномоченными банками, осуществлять продажу физическим лицам драгоценных металлов в слитках за иностранную валюту.
Кроме того, устанавливается, что государственные компании, государственные корпорации и хозяйственные общества, акции (доли) которых находятся в федеральной собственности, направляют в Банк России и в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом уведомления, содержащие информацию, которая не раскрывается и (или) не предоставляется. Банк России передает копии уведомлений, содержащие информацию, в том числе инсайдерскую, которая не раскрывается и (или) не предоставляется, Министерству финансов Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации по их запросу.
Федеральный закон устанавливает, что публичные акционерные общества вправе до 31 августа 2022 года включительно приобретать размещенные ими акции, допущенные к организованным торгам. При этом решение о приобретении акций должно быть принято советом директоров (наблюдательным советом), а информация о приобретении собственных акций может не раскрываться в форме сообщения о существенном факте.
В части уточнения режима "кредитных каникул" Федеральной закон устанавливает, что заемщик (физическое лицо, индивидуальный предприниматель) при обращении к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода обслуживания кредита (займа) вправе приложить документы, подтверждающие снижение дохода заемщика, при котором он может рассчитывать на предоставление "кредитных каникул". При этом кредитор вправе запросить подтверждающую информацию в Федеральной налоговой службе, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования. В случае несоответствия представленного заемщиком требования содержанию полученной по запросу кредитора информации, кредитор обязан проинформировать об этом факте заемщика. Заемщик вправе представить документы, подтверждающие соблюдение условий для получения "кредитных каникул", при этом срок подачи требования исчисляется со дня предоставления заемщиком таких документов.
Также Федеральный закон обязывает кредитора в уведомлениях о рассмотрении требования, направляемых заемщику, в случае отказа в предоставлении льготного периода, указывать причину такого отказа.
Кроме того, Федеральный закон устанавливает, что режим "кредитных каникул" не распространяется на договоры займа, заключенные путем размещения облигаций заемщиками, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность в отраслях, определенных Правительством Российской Федерации.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.